Расскажите нам про наше селение / город! Что вас потрясло и поразило в нём? Отличаются ли люди нашего селения от всех остальных людей в мире?

Вообще, жители самого города, обычно знают про него лучше, чем я, поэтому мой ответ, обычно, не будет очень интересен. Конечно, в некоторых городах, где я прожил долгое время (Иркутск, Красноярск, Владивосток, Архангельск...), у меня есть мнение и какие-то знания; также я могу что-то заметить и сообщить вам про города, в которых я пробыл хотя бы пару дней. Если же я только что сейчас приехал в ваш населённый пункт, то рассказать вам про него пока ничего не могу — я же только что приехал, и вот и разбираюсь, что у вас за место. А чем отличаются люди в вашем городе от всех остальных — так это вообще странный вопрос! Люди в одном городе отличаются между собой довольно сильно, что москвичи, что жители Глазова или Канска, и я не видел особенной породы канцев или нижнетагильцев: русские люди разных подвидов распределены по всем мегаполисам и крупным городам. Специальной породы хабаровцев или ачинцев нет!

Чем отличаются жители Москвы, Питера от остальных людей?

Жители Москвы и Питера весьма разнообразны, и, повторяю, нет одной особенной породы столичных жителей. Столицы тем интересны, что они разнообразны, и в них можно найти людей любого сорта и вида, людей с любыми интересами. Тут, чем бы вы не увлекались — собиранием марок или лечением тропических болезней, ищете внеземные цивилизации или интересуетесь эфиопский кухней, мечтаете построить экологически чистый дом или землянку, или роете архивы в поисках какой-то уникальной информации — на любой ваш интерес тут найдутся коллеги, учителя и ученики.

Этим же интересны и все основные мегаполисы мира, их на планете несколько десятков. Самые необычные и разнообразные люди какой-либо страны стягиваются в большие города и столицы, и туда же стягиваются и самые простые люди, крестьяне и рабочие в поисках заработка, и даже бандиты, жулики и воры. Этим разнообразием типов и интересна Москва, а также Париж, Шанхай, Мехико, и даже Каир (в своих египетских масштабах). Поэтому в большом городе жить достаточно интересно; хотя Интернет нынче делает ближе и других граждан, которые живут даже далеко друг от друга.

Патриот ли ты?

Ну, что под этим словом подразумевать? Да, мне нравится город, в котором я родился — г.Москва, я люблю Москву. Да, мне нравится страна, где я прописан и часто живу — это Россия, я люблю эту страну. Да, мне нравится наша планета Земля, на которой я как-то очутился. Планета у нас хорошая, и страна, и город, — хотя, конечно, не всё мне тут нравится, и всюду есть просторы для улучшения. Я и работаю над этим, улучшаю мир по мере возможностей.

Кому-то не нравится? Но ведь 90% вероятность, что было бы всё гораздо хуже. Хотите сделать лучше? Начинайте.

Так что я считаю себя патриотом-улучшателем, нашего города, страны и мира.

Другие города мне тоже нравятся. Новосибирск, Иркутск, Владивосток, Петербург, Красноярск… Да и страны есть неплохие. Вот Китай — тоже очень хорошая и полезная страна, но не для меня, а для китайца.

В каких городах и странах ты хотел бы жить?

Ну, в каких хотел, в таких и живу, а в некоторых поживу ещё. Я по своей системе составил рейтинг 70-ти крупнейших городов России — благо, я бывал во всех из них. Первые места, для меня, заняли С-Петербург и Москва. Потом идут в таком порядке: Владивосток, Нижний Новгород, Иркутск, Екатеринбург, Красноярск, Сочи, Новосибирск, Ярославль — это первая десятка для меня. Среди городов СНГ мне удобны для жизни Киев, Харьков, Одесса, Минск и Львов, но в Украине стало жить сложно — из-за политических напастей, из-за запрета политиков въезжать туда российским мужикам (летом 2014). Надеюсь, что это ограничение временное.

Во всех вышеуказанных городах я поживу с большим удовольствием, а где-то и пожил уже.

Из стран мира, помимо России, я могу пожить на Украине, Белоруссии, Латвии, Киргизии и Индонезии. В других странах я тоже могу жить, хоть в Папуа, но с меньшим удовольствием.

Ты планируешь свою жизнь вперёд?

На два-три-четыре года. Но планы чем ближе к сегодняшнему дню, тем они точней. Всегда можно впихнуть в планы какое-то неожиданное дело, небольшой поход, ответвление от маршрута, лекцию, встречу, мероприятие. Планы, написанные в общих чертах, намеченные на следующий и послеследующий год, можно и нужно уточнять и уплотнять.

Могут быть и какие-то резкие изменения в планах. Потом стараюсь наверстать, доделать.

Редкие случаи бывают, когда что-то не удалось по внешнеполитическим причинам. Такие события по пальцам перечесть, вот они: планировал Дом АВП в Дамаске — в Сирии началась война; в Дамаске я всё же побывал, и до, и после, но Дом всё же решил перенести в Стамбул. Собирался в Мекку — документы и деньги вернули, значит, в следующий раз. Планировал Дом для всех во Львове — на Украине возникли неполадки, перестали пускать россиян мужского пола от 16 до 60 лет; пришлось перенести Дом в Севастополь. А так, всё происходит, как должно.

Конечно, я не все планы вывешиваю и обнародую сразу; но многие планы, всё же, обнародую заранее, чтобы и друге люди могли, если что, поучаствовать или присоединиться или помочь мне в каком-либо деле. Некоторые планы я обнародую заранее за три года (как, например, Дом АВП на Мадагаскаре), а некоторые вещи — только за год, за полгода и меньше, в зависимости от их общественной важности. Но вообще обнародовать полезно, тогда и у самого себя будет больше уверенности в необходимости и неизбежности предприятия.

Но самое главное: если назавтра у вас написано, например, встать в 4.30 и пойти на утреннюю электричку, — ни в коем случае нельзя «забивать» и наутро менять план, подумав, что можно не на первую электричку, а и на вторую... Утренний мозг соображает плохо! С какими мыслями ложимся спать — так и нужно встать, как будильник прозвенел. Или ещё на минуту раньше. Не валяться. Решил что-то сделать — сделай.

Встречал ли ты инопланетян, НЛО, колдунов вуду, снежного человека?

Нет, никогда. В моей жизни мне не попадалось никаких необычайных чудес, поражающих воображение. Во внеземные контакты я не верю, заколдовать меня тоже нельзя, а снежный человек, если он и есть, обходит меня стороной. Ни леших, ни домовых, ни водяных я тоже не видал.

Если вы увидели НЛО или что-то необычайное, то обращайтесь не ко мне, а в научное объединение «Космопоиск» (www.kosmopoisk.org) — они плотно занимаются такими вещами и событиями, изучают их, пытаются найти причины этих явлений.

Какой у тебя знак зодиака?

В зодиаки и астрологию я не верю. Сами угадайте, какой у меня знак. А то я скажу, например, «слон», а астрологини скажут: «да, мы так и знали, это слонам свойственно путешествовать и писать книги, Конюхов тоже слон, мы точно знали, что и ты слон, потому и спросили». А если я скажу, что я, например, «мышь», они скажут: «ну да, это пограничный такой знак; мы так и знали, у тебя что-то есть от слона, но больше, конечно, и от мыши, потому и спросили, не стали сразу говорить: слон, думали что, точно, мышь!».

Боишься смерти?

Не боюсь. И жизнь от Бога, и смерть от Бога. И всегда вовремя.

Что ты будешь делать, когда состаришься? Продолжать путешествовать?

Будущее путешествий вообще, и путешествий в частности, зависит от мировой экономической ситуации. Мир стремительно становится одинаковым — сейчас на планете обитает последнее поколение путешественников. Наша планета «уменьшается». Раньше, для того, чтобы перебраться даже из одной точки России в другую, требовались годы; сейчас — дни или даже часы. Облететь весь мир на самолёте можно за несколько дней или недель (если даже брать в расчет то время, что нужно для того, чтобы добыть деньги на все эти авиабилеты). Интернет, телефон и другие средства связи сделали дальние точки мира доступнее, людей — ближе.

Перемещаются и товары. Из всех портов строят, в центр материков, асфальтовые дороги, по которым расползаются вглубь континентов одинаковые товары. Оптовое производство дешевле, чем розничное; транспорт ходит почти всюду; банкоматы, денежные переводы, электронная почта, всемирный рынок связали и объединили мир. Почти исчезли люди, живущие своей необычной жизнью, использующие товары своего производства, одетые в изготовленную ими одежду, трудящиеся для себя, а не на всемирной фабрике. Почти исчезли страны с необычным политическим строем — почти везде уже формальная «демократия», всё больше людей смотрят телевизор, учат английский язык и вывешивают на своих лавочках вывески на этом языке.

Путешествовать становится всё удобней, всё быстрей, всё безопасней, но не так интересно. Всё проще попасть в какую-нибудь точку планеты, всё проще получить визы, но эпоха путешествий и открытий уходит навсегда. Единственное, что может сделать путешествия более интересными, и что может затормозить проникновение всемирной одинаковости — это исчерпание нефти. Если нефть кончится, или подорожает в десять раз, то какие-то необычности останутся в мире; останутся и своеобразные политические режимы, и местные ремёсла. Пока же это не произошло, и будущее всей мировой цивилизации мне неизвестно. Может быть, все природные богатства в виде нефти и газа кончатся ещё при нашей жизни; может быть, этого добра хватит и на столетия. Кто знает?

Кто тридцать лет назад, в 1980-х, знал, какая будет жизнь сейчас, в 2010-х? Никто не знал. Все, кто прогнозировали будущее, все ошиблись. Считали, что на Марсе высадимся мы, советские люди, а мир будет на всей планете. Думали, что коммунизм будет построен у нас, а может и во всём мире, а каждой семье москвичей выдадут отдельную квартиру. Полагали, что например в Саратове метро построят и соединят его под землёй с городом Энгельс. Но никто не знал, что будет не один СССР, а десятка два государств; никто не думал, что на Марс так и не полетят; зато можно будет достать из кармана небольшую коробочку и позвонить в любую точку мира; зато можно будет поехать хоть в Папуасию, хоть в Париж; зато можно будет набрать на компьютере текст, и через полчаса его уже прочитают сотни людей в России и на разных континентах; но при этом в Луганске и Донецке будет война и будут лупить из артиллерии по жилым кварталам…

Мы не знали своего будущего через тридцать и через пятьдесят лет. И сейчас – кто знает будущее мира через полвека или даже четверть века?.. Так же, как я не знаю будущего планеты через полстолетия, — также не знаю и своего далёкого будущего. Да и как угадать дату своей смерти? Так что о моём будущем есть несколько разных вариантов. Более-менее точно знаю, что если доживу до старости, значит буду писáть, чем занимаюсь уже много лет. А путешествия — будут ли они иметь смысл, и будут ли они интересны через полвека кому-то, и что будет с Родиной и с нами — это мне интересно, но мне пока неизвестно.

Западные пенсионеры разъезжают по разным странам. А ты что будешь делать в пенсионном возрасте? Ведь к тому времени ты всё объездишь!

Повторяю, никому не известна судьба цивилизации вообще, и в частности — будут ли ещё в России через полвека пенсионеры? На 40 лет планы не буду строить, слишком много непостоянных и изменчивых величин. Буду действовать по обстановке.

А эти книги («Практика вольных путешествий» и «Вопросы и ответы») — они чем-то отличаются?

Да, отличаются. Текстом (содержанием), толщиной, цветом обложки, названием. Весом. Себестоимостью. Хотя это, наверное, самый тупой вопрос, я его уже раз двадцать слышал на лекциях.

Изменились ли ответы на вопросы за последние десять-двадцать лет?

Существенных изменений не произошло. Разве что добавились новые вопросы, возросло количество посещённых стран, регионов, книг и другие количественные показатели. В глобальном отношении я не спешу что-либо менять в своих ответах, мыслях и в своей жизни. Это и есть полезное, на мой взгляд, качество — постоянство намерений.

Конец

2-17 февраля 2010, Архангельск, остров Бревенник...

Март-апрель 2010, Москва…

Июль-август 2014, Крым, Севастополь…

Октябрь 2014. Берлин…

Исправления – весна 2015, по дороге

Спасибо всем, кто задавал и присылал мне вопросы для нового издания книги.


[1] Подробности об этом этапе школьной жизни, и вообще обо всём периоде моей жизни с 1985 по 1990 год (с 9 по 14 лет), вы можете прочитать в моей книге «Страна ККР». Эта книга составлена почти целиком из материалов, которые написал я ещё тогда, в том возрасте, в рукописном или машинописном виде.

[2] Больницы, связанные со страховыми фирмами, лечащие иностранцев и богачей, обычно самые дорогие в стране: они хотят вылечить вас наиболее расходным способом, прописать вам самые дорогие консультации, анализы и процедуры, надеясь, что страховка всё оплатит; да и вообще надеются в тебе найти столько болезней, чтобы вы стали их постоянным клиентом. Больнице выгоден не здоровый человек, а постоянно заболевающий всё новыми недугами. Страховая же фирма, по возможности, напротив постарается минимизировать «страховые случаи», прописывая мелкими буквами в договоре, что в никаких серьёзных случаях лечить она вас не будет. Например, если вас сбила машина и вас бессознательно доставили в госпиталь, а потом, очнувшись, при вас нашли страховку — то фирма имеет повод отмазаться от оплаты, потому что вы должны были ехать только в госпиталь, назначенный страховой фирмой. Кроме того, поездки в разные Афганистаны, Сомали, Ирак, Донецк, Луганск и подобные места, где и пригодилась бы страховка в случае попадания на мину и проч., — будут считаться неоправданным риском, поездкой в зону войн и стихийных бедствий, и даже если вас ранят случайной пулей где-нибудь под Донецком (2014) — никакая страховая фирма вас, скорее всего, лечить не будет, скажут: сам виноват! Если вам удастся подлечиться за счёт страховки в Чаде или Заире, в Судане или в Афганистане, пожалуйста, расскажите об этом автору книги.

[3] Максимальная высота, на которую я заходил ногами, составляет около 4880 метров. Выше я был только в Тибете, но не своими ногами — на поезде. Высокогорный поезд Пекин—Голмуд—Лхаса поднимается выше 5000 м, но здоровью это не угрожает, потому что в поезде имеется подкачка воздуха.

[4] Ещё я был на территории Сомалилэнда, но очень недолго — около получаса, пока нас оттуда (меня и Илью Алигожина) не выгнали. Деньги, впрочем, сомалилэндские у нас остались на память. А ещё я был в аэропорту Мальты, несколько часов, но без выхода в город. Но я тут эти случаи не считаю, чтобы не начать и новые «посещённые страны», как говорят, «высасывать из пальца»; а высосать можно ещё несколько…

[5] Нужно отметить, для любителей рекордов, спорта и понтов, что не каждый маршрут является, строго, кругосветным. Если вы перелетели из Сибири в США, а оттуда в Европу, то это не кругосветка, хотя вы и пересекли все меридианы. Но нужно ещё как минимум дважды пересечь экватор, и чтобы на маршруте были две диаметрально противоположные точки мира; для наземных кругосветок, кроме того, ожидается, что протяжённость наземной части маршрута составит не менее 40,000 км.

[6] Включая Крым и Севастополь, включённые Россией в свой состав весной 2014 г.

[7] В данном списке Крым и Севастополь подсчитаны дважды, и как регионы России, и как регионы Украины. Действительно, я же проводил лекции и в Автономной Республике Крым, и в Севастополе, и во времена их нахождения под украинским управлением, и во время их нахождения под российской юрисдикцией.

[8] Текст «Книги о культуре» и другие мои тексты, написанные в 1985-1990 гг (в возрасте 9-14 лет), вы можете найти в моей документальной книге «Страна ККР». Не спрашивайте меня, что такое ККР – узнаете сами из этой книги!

[9] Вписка — бесплатный ночлег у кого-либо, в каком-либо помещении.

[10] Если ехать в поезде Москва—Грозный, то можно видеть, что чеченским товарищам, соблюдающим заветы Всевышнего, не важно довольство или недовольство населения. Человек, например, совершает намаз в проходе поезда; тут случается остановка, и пассажиры стремятся на выход, но пройти несколько минут не могут, потому что человек осуществляет намаз. С одной стороны, хорошо, что молитва производится; с другой стороны, грешным людям нужно на выход, или в туалет, или за кипятком… Я пока не достиг такой бесстрастности, как такие товарищи.

Наши рекомендации