Возражение 1. Во что все обязаны верить, то должно быть истиной, а все люди обязаны веровать; посему Христос, должен был умереть за всех людей.

Ответ 1. Предположим, мы бы согласились с этой позицией, разве не уничтожилась бы таким образом, истина об избирающий любви? Ни пустое ли утешение для отчаявшейся души верить, что Христос умер за неё, как впрочем и за Иуду и за всех проклятых в аду?

2. Те, кому Евангелие никогда не приходило, кто никогда не слышал о смерти Христа, не обязаны верить, что Христос умер за них. Что Бог открывает, то истинно; но Бог нигде не открывает, что Его намерение, чтобы Иуда уверовал, или чтобы все поголовно уверовали.

3. Не всем проповедуется Евангелие; а многие из тех, кому оно возвещается, слышат лишь звук его, своими плотскими ушами: они приходят и уходят с собраний, крутясь как дверь на крючьях своих и для них это — лишь простая формальность. Их не трогает ни вид, ни перспектива своего состояния во грехе. Они не труждаются и не обременены осознанием своего греха. Провозглашение евангельской трубой искупления за грех через кровь Христа не является для них радостным звуком; они не знают своей нужды в том. Евангельское покаяние - суть дар суверенной благодати; Вера - дар Божий. Но то, что является даром от Бога, не может быть обязанностью человека, в качестве условия для спасения. Писание весьма подробно описывает тех, кого Христос зовёт придти к Себе для спасения: это труждающиеся и обремененные, нищие духом, плачущие о грехах своих, алчущие и жаждущие праведности и т. д; таковых Писание зовёт ко Христу, таковым оно велит придти к Нему и обрести покой, таковых, а не всех людей поголовно (Матф 11:28, Ис. 55:1, Мар. 2:17).

Возражение 2. Слова "все" и "всякий", часто используемые в Писании, должны пониматься, как "абсолютно все", "все люди без исключения".

Ответ 1. "Все" и "всякий" нельзя понимать как все люди поголовно,в цитируемых отрывках по искуплению; скорее, эти слова имеют значение "всякого рода", как например в Матфее 9:35, где говорится, что Христос исцелял "всякую болезнь и всякую немощь в людях": то есть всякого рода болезнь, потому что Христос исцелял не каждую болезнь в каждом человеке индивидуально. Также в Коллосянам 1:28, где "каждого человека" (выражение, которое употребляется в этой главе три раза) нужно разуметь, как разного рода людей, которым церковь служит Благой Вестью, и потому слово "каждый" ограниченно теми, кому Павел проповедовал.

2. "Всех" в 1-м Тимофею 2:4 нельзя понимать как всех людей поголовно, поскольку не воля Божия, чтобы все люди поголовно спаслись: ибо Его воля, чтобы некоторые по всей справедливости получили осуждение, за свои грехи и преступления. Некоторым будет сказано: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный". Если Бог желает спасти всех людей, тогда все люди спасутся, потому что "по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" (Дан. 4:32). Бог не изнемогает и не утомляется, не может быть остановлен в исполнении Своей воли, потому что Он совершает "все по изволению воли Своей". Опять же, в Евреям 2: 9 сказано, что Иисус "вкусил смерть за всех"; но это выражение, в следующем стихе ограничивается "многими сынами, приводимыми в славу", а в ст. 11 - "освящаемыми". 1Тим. 2: 6 ("предавший Себя для искупления всех") в параллельном месте в Тит. 2:14, изъясняется, как [тот факт, что Христос] "дал Себя за нас". А кого называет Писание "нами" в этом последнем отрывке? Не характеризует ли оно таковых, как "избавленных от всякого беззакония, очищенных Ему как народ особенный, ревностный к добрым делам"? Для "всех" таковых Христос предал Себя во искупление, и ни для кого другого.

Пророк Давид говорит: "Всякий человек ложь"; если взять это в абсолютном смысле, то лжец и тот, кто говорит это и само слово сие становится ложью.

Возражение 3. В Иоанна 3:16 и в 1 Иоанна 2: 2 сказано, что Бог отдал Христа за "мир" и за грехи "всего мира"; каковые слова надлежит понимать буквально.

Ответ 1. Слово "мир" имеет различные значения. "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись *по всей земле* {буквально "по всему миру"} (Лук. 2:1); то есть, в Римской империи и в странах подчинённых ей. О вере христиан в Риме, сказано что "вера ваша возвещается во всем мире" (Рим 1:8), то есть во всех церквях и среди всех святых в мире. Когда фарисеи сказали о Христе, что "весь мир идёт за Ним" (Иоан.12:19), по ссылке мы видим, что имеются в виду "многие", те, что вышли из Иерусалима на встречу Иисусу, восклицая "Осанна" (Иоан. 12:12,13). Сами фарисеи, которые так сказали, не пошли за Христом; поэтому, весь мир поголовно не идёт за Христом, поскольку фарисеи не пошли. Итак, Иоан 3:16, "Бог так возлюбил мир" нельзя понимать, как весь мир буквально, потому что птицы, звери, рыбы и неодушевлённые творения не могут иметь вечной жизни; также не может он быть миром людей, но Бог является Хранителем как человека, так и зверя (Пс. 31: 6). Есть любовь Божия к творению, Его любовь к людям и Его любовь к добрым людям. Божья любовь являлось причиной Его послания Христа, а слово "всякий" (в этом стихе) ограничивает эту любовь Бога верующими. Следовательно, это должна быть любовь Бога к добрым людям, третьей любовью; не то, чтобы Он нашёл в них добро, но Он сделал их таковыми.

2. Существует мир верующих (Рим. 5: 9); и как манна была только для Израиля, так и Христос, истинная манна, Хлеб с небес, даёт жизнь только миру верующих (Иоан. 6:33). Христос принят с верою в мире только верующих (1Тим. 3:16); в мире примирённых с Богом (2Кор. 5:19); а мы знаем, что "не во всех вера" (2Тим 3: 2). Существует также мир неверующих. "И дивилась *вся земля* (дословно "весь мир") и поклонились дракону" (Откр. 13:3,4). "Весь мир лежит во зле" (1 Иоан. 5:19). Верующий мир - это мир в мире ("они в мире" Иоан. 17:11), но взяты и избраны из мира. Они находятся в мире и живут среди его обитателей как странники и пришельцы, но это не место их покоя (Евр 11:13-16). А что они избраны от мира и вверены Христу, ясно из Иоан.15:19: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир". Также из Иоан. 17: 6,9: "Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира... не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои".

3. Мы согласны, что Бог, в Своём провидении, проявляет заботу обо всем человечестве. "Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим", говорит Павел, "что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (1Тим. 4:10). "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144:9). "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матф. 5:45). Всё это подразумевает не вечное спасение, а лишь временное усмотрение нужд и сохранность; ибо возмездие за грех пришло бы немедленно по его совершению, и весь мир окружавший Адама, чрез вхождение греха, погиб бы, если бы Христос не вступился, как Посредник.

Все искупленные искуплены Христом; но лишь избранные даны Ему для искупления; только они причастны Ему, искуплены Им, и только они прославятся вместе с Ним.

4. Слово "мир", в Писании, иногда означает язычников в отличии от евреев, именно таково его значение в 1 Иоан. 2: 2. Апостол Иоанн писал Иудеям и служил обрезанным (см. Гал. 2: 9), и потому он говорит им: "Христос есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира", то есть, "не только за Иудеев, но и за язычников". Еврейский народ считал себя особым народом Божьим; и таковыми они и были, ибо им "принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования". Сам Христос был Иудеем по плоти (К Римлянам 9:4,5). Евреев всегда учили что Мессия только для них, что язычников нужно отвергать, гнушаться, называть их "чуждыми", "необрезанными", "нечистыми", "псами" и т. д. И было незаконно для иудея сообщаться или иметь какие-либо отношения с язычниками (см. Матф. 10: 5, Мар. 7:17, Деян. 10:28, 11:3). Спасение язычников в разных местах Писания называется "тайной", "сокрытой тайной"; "которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих...чтобы и язычникам быть сонаследниками" (Еф 3:5-6; Кол. 1:27).

Но когда эта тайна была раскрыта и явлена Павлу, которого Христос послал проповедовать язычникам (Деян. 26:17,18), когда она была открыта в видении о нечистых животных Петру с последующим поручением проповедовать Корнелию (Деян.10: 9-15,20), то возражения обрезания прекратились (Деян. 11: 2,3); они обнаружили, что Христос разрушил "преграду", "стоявшую посреди", то есть, между евреями и язычниками; так, что последние, которые некогда были "отчуждены от общества Израильского" и "чужды заветам обетования", "стали близки кровию Христа". И тогда они прославляли Бога, говоря: "видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь". Иисус Христос - умилостивление не только за грехи наши, то есть, евреев, но и за язычников (Еф. 2:11-18).

5. Вышеизложенное доказывается в Римлянам 11:12, где оба слова: "мир" и "язычники" используются как означающие одно и то же. "Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их".

"Иудейские знатоки закона спорили между собой от том, что когда придёт Мессия, получит ли "мир" какие-либо блага от него. Подавляющее большинство отвечали на этот вопрос отрицательно, и только некоторые, как старец Симеон и другие, знали, что Он должен быть "светом к просвещению язычников", а также "славой народа Его Израиля". Остальные считали, что самые жестокие наказания и ужасные бедствия постигнут язычников, так, их следует бросить в ад, вместо израильтян" (д-р Джон Гилл).

Возражение 4. Несомненно, что Христос имеет столько же силы спасать, сколь и погубить (см. Рим. 5:17).

Ответ 1. Существует разница между необходимым следствием и добровольным действием. Грех Адама имел необходимые последствия, но спасение Христом даруется по вольной, суверенной благодати, целиком и полностью по Божьему благоволению. Поэтому оно называется "даром благодати" (Рим. 5:15).

2. Христос нигде не сравнивается с Адамом в масштабе Его охвата, а лишь в действенности Его послушания. Не "все" во Христе, и не все "Христовы", как все в Адаме; не все даны Христу; но все (говорит Христос), "которых Ты Мне дал". Как все потомки Адама пали от его греха, так и все Христовы, спасены Его смертью; как все, что в Адаме, умирают, так все, что во Христе, оживают (1 Кор. 15:22).

3. Дабы апостола превратно не толковали, что слово "все" в Рим. 5:18 означает "всех поголовно", в следующем стихе, используется другое слово - "многие". "Послушанием одного сделаются праведными многие".

Возражение 5. В Рим. 14:15, написано: «Не губи пищею того, за кого Христос умер». А во 2-м Петра 2:1, говорится о людях, которые «отвергаются искупившего их Господа».

Ответ 1. Вечная погибель не может подразумеваться выражением "не губи" в Рим. 14:15, и контекст это доказывает, ибо апостол, во всей этой главе, призывает верующих римлян не презирать и не осуждать друг друга из-за незначительных вещей; не разрушать душевное спокойствие слабого верующего, делая что-либо (что само по себе незначительно, и не является злом), что может быть преткновением для него. "Я знаю и уверен в Господе Иисусе", говорит Павел, " что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи (своим поведением в в публичном поедании пищи, которую брат твой почитает нечистой) того, за кого Христос умер". (Рим. 14:14-15) "Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией" (1Кор. 10:31-32) О сем же говорится в 1-м Коринфянам 8.

2. Люди, о которых говорится в 2 Пет 2:1, "отвергающиеся искупившего их Господа", описываются апостолом, как "лжеучители" - лжеверующие, плевелы среди пшеницы (Матф 13: 25,38), в которых никогда не было корня; они не избавлены, не искуплены Христом от вечной погибели, а лишь избегли скверн мира, через теоретическое познание Господа и Спасителя Иисуса Христа (2Пе 2:20). Исходя из каких-то целей, они сделали внешнее исповедание Евангелия, которое обязывает их на какое-то время быть внешне нравственными; соединившись с народом Божьим, они вливаются в церкви, тайно вводят в них проклятые ереси. И многие следуют их разврату, и через них путь истины содержится в поношении. Некоторое время они таким образом продолжают, а затем либо их овечье обличье спадает с них, либо они сами отбрасывают её и возвращаются в мир. Таковые являются "козлами", а не "овцами"; они волки хищные, а не кроткие агнцы. И Петр завершает главу о них, говоря: "Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья *идёт* валяться в грязи" (2Пе 2: 1-3,17-22).

3. Апостол (2Пе 2: 1), судя по всему, не говорит об искуплении кровью Искупителя, поскольку имя "Господь" (на греческом , Despotes) нигде в Новом Завете не применяется ко Христу, а только к Отцу, как в Луке 2:29; Деян. 4:24; 2Тим. 2:22; в особенности в Иуде 4, где "единый Владыка (Despotes) Бог", различается от "Господа нашего Иисуса Христа". И даже если было бы доказано, что во 2-м Петра 2:1 имеется в виду именно Христос, стих можно объяснить исходя из частого библейского употребления слов, то есть, так, как их исповедуют сами говорящие. Например, в Матфея 13:12 написано, что "кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет", то есть, "то, что он думает, что имеет", как это и объясняется в Луке 8:18. Таким образом, об отступниках говорится, как о "дважды умерших", что, представляется, означает, что они некогда были духовно живы, хотя на самом деле, это было не так, но лишь по их собственному исповеданию.

4. Итак, даже если мы согласимся с предложенным [арминианами] прочтением, из него следует лишь то, что те, кто почитают себя искупленными, или о ком прочие так думают, могут вводить пагубные ереси и навлекать на себя погибель; но это не делает весь мир искупленным; сие никак не доказывает доктрину всеобщего искупления.

ГЛАВА III

Наши рекомендации