Политические идеи средневековья
История политологической мысли
Софисты – «платные учителя мудрости». (Протагор, Продик, Гиппий и др.)
- всем людям присуща мудрость, и способность правильно судить относительно дел, представляющих общий интерес. - обосновывали равенство всех людей по природе – эллинов и варваров, свободных и рабов, благородных и незнатных. | - несправедливость вполне естественна, зачастую выгоднее и целесообразнее справедливости. - (Фразимах): в человеческом мире не существует иной справедливости, кроме интереса сильного: справедливость – это «чужое благо, устраивающее сильнейшего». |
ПЛАТОН
Три начала Мира: | Космос | Государство | Человек | Государство, как целое, необх. для удовлетворения различных потребностей людей, т.к. в одиночку им не справиться. Справедливость в том, что каждый должен заниматься своим делом, к которому предрасположен от рождения: Мудрецы – думать и править. Стражи- не должны иметь никакой собственности, беспрекословно слушать мудрецов и служить государству. Производители – должны работать и кормить всех, могут заботиться о себе, но должны беспрекословно выполнять указания свыше и под страхом смерти не лезть в дела мудрецов и стражей. |
Начала чел. души | Разум | Ярость | Вожделе-ние | |
Начала гос-ва | Совещат. | Защитн. | Деловое | |
Сосло-вия | Мудрецы философы | Стражи воины | Произво-дители ремесл, торговцы. | |
Аристократия (монархия)- власть лучших, но может деградировать до тимократии (власти честолюбивых), далее до олигархии (власти богатых) и до демократии(власти бедных),хуже которой только тирания – (власть деспота) основанная на произволе и насилии. |
АРИСТОТЕЛЬ
Человек – существо политическое и имеет естественное стремление
к государственной жизни.
Формы гос. жизни: семья – селение – государство как сообщество селений.
Типология форм политического устройства по Аристотелю
Качественный критерий | Количественный критерий: | ||
власть одного | немногих | многих | |
Правильные формы правления (ориентация на обществ. благо) | Монархия | Аристокра-тия | Полития |
Неправильные формы правления (ориентация на личное благо) | Тирания | Олигархия | Демокра-тия |
Средствами, способствующими сохранению государства, являются:
- воспитание граждан в духе соответствующего государственного устройства.
- зависимость самого политического устройства от размеров территории государства, от численности и качества населения,
- умеренность (предпочтительность такого устройства, в котором «наилучшим образом смешаны все начала».
ЦИЦЕРОН
В основе права - справедливость! Не вреди другим и не покушайся на собственность!
Государство - воплощение природной справедливости, - достояние народа, возникшее в результате согласия в вопросах права и общности интересов, естественной потребности людей к общению и стремлению к безопасности, охране собственности.
Выделял три формы правления - царская власть, аристократия и народную власть (демократия). Наилучшим является государство, имеющее смешанную конституцию, из положительных свойств всех трех простых форм правления.
Прообраз такого смешанного гос. строя: римская государственность, где аналогом начал царской власти являются полномочия консулов; власти аристократов – полномочия сената; народной власти – полномочия народного собрания и народных трибунов.
Гарант равновесия, охраняющего дух законов и общественную добродетель - принцепс («первый из граждан»), который берет на себя весь груз гос. ответственности, примиряя конфликтующие стороны и восстанавливая единство общества.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Церковь в средние века пыталась взять на себя роль государства. Идеологи церкви: светские правители получили власть «через посредство церкви», авторитет которой происходит «непосредственно от Бога». След., христианские государи должны подчиняться владычеству церкви в лице ее главы – Папы римского как земного наместника Христа!
Аврелий Августин(354-430) («О граде Божием», «О свободной воле» и др.) - развивал христианскую, эсхатологическую концепцию истории человечества, по которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления – следствие греховной природы человека.