Политические идеи в эпоху Средневековья и Возрождения (А. Блаженный, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Л. Сапега и др.)

Все идеи Средневековья – шаг назад по сравнению с Античностью. Религия и католическая церковь считали человека рабом божим, который был обязан замаливать первородный и свои грехи.

Авремий Августин Блаженный – христианский теолог. Исходил из библейского положения – всякая власть от Бога. Произведение «Град божий»: в мире есть две основные общности. Первая – град божий (церковь, праведники, священнослужители) – основан на любви к Богу, справедливости. Вторая – град земной – светское государство, «великая разбойничья организация», в которой борются за материальные блага для себя, притесняют друг друга, есть насилие, разбой. В конце концов будет победа града божьего на светским.

Фома Аквинский – доминиканский монах. Не только природа, но и государство – проявление власти Бога, власти церковь. На сколько Бог выше человека, на столько духовная власть церкви выше земного господства. Сторонник монархии. Защищал общественное неравенство, т.к. оно тоже установлено Богом.

Возрождение в Италии начинается раньше, чем в других странах. В ВКЛ – в XVI в., в России – еще позже. Характеризуется урбанизацией, различными открытиями (компас кораблестроение, микроскоп открытие клетки, снятие запрета с изучения трупов развитие медицины).

Н. Макиавелли:

1) создал концепцию светского государства, обладающего политической властью и законами. Произведения «Государь» и «История Флоренции»

2) считал, основная функция государства – защита частной собственности и своих подданных.

3) сторонник республики, но не отвергал и монархию в исключительных случаях.

4) принцип «цель оправдывает средства» (однако не оправдывал его): для достижения политической цели все средства хороши, вплоть до неправильных, аморальных (подкуп, шантаж, обольщение, убийство).

5) политик, вздумавший руководствоваться только нравственными принципами, обречен на гибель.

6) выступал против абсолютизма, абсолютной власти одного человека, абсолютная власть портит и подданных

7) дал характеристику личных качеств политического лидера (должен обладать качествами льва и лисицы)

Утопический социализм – впоследствии источник марксизма-ленинизма. Основоположники – Томас Мор (начало XVII в.), Томазо Кампанелла.

Т. Мор – главное произведение «Утопия» - место, которого нет. Источник всех бед на земле – частная собственность, ее надо заменить на народную. Социальное равенство, справедливость, справедливое устройство государства.

Т. Кампанелла – произведение «Город Солнца».

На Беларуси политическая мысль была наиболее развита также в эпоху Возрождения и Просвещения (XVI-XVIII в.в.). Наиболее яркие представители – Ф. Скарина, С. Будный, К. Туровский, Е. Полоцкая, Л. Сапега. Вся политическая мысль развивалась в русле христианства, объединения восточной и западной европейских культур.

Ф. Скарина – переводчик библии на белорусский язык, сторонник просвещенной монархии, патриот. Основой общества должны быть законы, базирующиеся на морали, нравственности, гуманности, справедливости, отрицании деспотии. Равенство всех перед законом, правосудие в государстве, культ законов. Идеи Ф. Скарины в его произведениях получили распространение в первом Статуте ВКЛ (1529 г.).

С. Будный – одно из известных произведений – работа «О светской власти»:

1) равенство всех сословий перед законом

2) необходимость принуждения к труду бездельников

3) разделял войны на два основных типа: а) справедливые б) несправедливые. Защита Отечества, национально-освободительные войны – справедливые, захватнические – несправедливые.

4) отрицал утопический социализм, признавал социальное неравенство в обществе. Нельзя ликвидировать богатых, т.к. некому будет подавать милостыню бедным.

Политическая мысль Беларуси достигла наибольшего расцвета в 3-ем статуте ВКЛ, его автор – Лев Сапега. Статут словно опережал свое время, в нем сформулированы и осуществлены зачатки правового государства:

1) ограничение власти великого князя, господарской рады и Великого Сейма, разделение властей на три ветви (исполнительная – князь, законодательная – Великий Сейм, судебная – Высший Трибунал).

2) веротерпимость, равенство всех перед законом.

3) презумпция невиновности сначала для феодалов, шляхты, а позже и для остальных.

4) 1572 г. – даже князь избирался на Сейме.

5) Магдэбурское право – способствовало укреплению государства и экономики.

Казимир Лещинский: «О несуществовании Бога». Ученый-атеист.

К. Калиновский: крестьянско-общинный социализм, борьба за социально-национальное освобождение, создание демократического государства, борьба за суверенитет.

Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в, духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876—1916), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891—1917), Янка Купала (1882—1942), Якуб Колас (1882—1956) и др.

25 марта 1918 г. в условиях оккупации белорусских земель немецкими вой­сками была провозглашена БНР. И хотя БНР не нашла поддержки со стороны ши­роких народных масс и не получила международно-пра­вового признания, ее провозглашение объективно явилось одним из факторов последующего становления белорусской государственности.

С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечествен­ной политической мысли. Его особенностью являются уяс­нение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения государствен­ного суверенитета республики, становления демократиче­ского общественного устройства на основе познания специфики социально-экономических, политических и ис­торических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и ми­ровой политической мысли.

Наши рекомендации