Политические идеи Древнего мира и средневековья.

Политология.

1.Политология, как самостоятельная научная дисциплина: понятие, объект,предмет, функции.

Политология- наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.

Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Политические институты(от лат. institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Действительно, могла ли быть данная функция идентичной по своему конкретному наполнению политической власти во времена президентства Франклина Рузвельта (самый глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно глубокий экономический кризис: инфляция достигла двузначной цифры, резко возросла безработица, продолжал увеличиваться дефицит государственного бюджета) и Джорджа Буша (близкое к стабильному состояние политической и экономической сфер).Если в первом случае, чтобы добиться стабильности, необходимо было предварительно спасти нацию от хозяйственной катастрофы, во втором, чтобы резко оптимизировать ситуацию, необходима была смена экономического курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма), то в третьем случае внутренняя экономическая и политическая ситуация позволила политической власти США проводить крупномасштабные действия на международном направлении (военная акция США в Ираке).

Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления разрабатывает сообразно конкретным условиям, экономическому и политическому состоянию страны стратегию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабатывается конкретная политика в отношении различных слоев общества, политика обеспечения ресурсов власти и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.

Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.

Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

Либерализм. Неолиберализм.

Либерализм – политическое течение, которое формируется в эпоху буржуазных революций ХVII– ХVIII вв. и ставит своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Базовым принципом либерализма является индивидуальная свобода, права и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента социального контроля, ограничение функций государства, возможность установления социального порядка на основах разума и свободы. Основные идеи классического либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам. В экономической области либералы отстаивали свободу предпринимательства и конкуренции, которая дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство государства в экономику и протекционизм. Функции государства должны сводиться к охране частной собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство должно быть «ночным сторожем». В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти. В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мнения и слова, способность к компромиссу и терпимости. В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в результате эволюции либерализма возникает неолиберализм. В концепции неолиберализма по-новому рассматривается роль государства и признается необходимость расширения его функций. Государство – это не «ночной сторож», а активный участник экономической жизни, который через принятие антимонопольного или антитрестовского законодательства в состоянии защитить свободу предпринимательства и конкуренции от монополий и тем самым поддержать мелкий и средний бизнес. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников. Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства рассматривается поддержка социально незащищенных слоев путем перераспределения доходов и осуществления широких социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия». Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики в ряде западных стран ухудшения экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются позиции неоконсерватизма.

Харизматическое лидерство

Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя - вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из других людей (например, пророческий дар). Это один из широко распространенных типов политических лидеров. Данная классификация предложена Максом Вебером. В качестве примеров он назвал Будду, Магомета, Соломона, Цезаря, Наполеона и др.

Политология.

1.Политология, как самостоятельная научная дисциплина: понятие, объект,предмет, функции.

Политология- наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.

Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Политические институты(от лат. institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Политические идеи Древнего мира и средневековья.

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427 - 397 гг. до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. «Человек - есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия- это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия пре­вращается в олигархию - господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии - власти большинства. Демократическое государство «сверхдолжного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого обще­го беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию - наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново. Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство - справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. В нем должно быть «красивым все в целом», сохраняется все­общность государственного принципа: свобода государства по отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы - правители, стражи - воины, ремесленники и крестьяне - занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важней­шим политическим обобщениям. В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ - общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное». Задача политологии как науки о государстве заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее при­годным. Все формы государства Аристотель разделяет направильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установлен­ной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя. В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин - это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство - это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. Значительный вклад в развитие политической мысли вДрев­нем Риме внес Марте Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделяет разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, на­лагаемых международными договорами. Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества. Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти. Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестив­цев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. Спри­ходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей. Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский был сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

Наши рекомендации