Россия есть живой организм

Россия есть организм природы и духа (…)

Надо установить и выговорить раз навсегда, что всякий другой народ, будучи в географическом и историческом положении русского народа, был бы вынужден идти тем же самым путем, хотя ни один из этих других народов, наверное, не проявил бы ни такого благодушия, ни такого терпения, ни такой братской тер­пимости, какие были проявлены на протяжении тысячелетнего раз­вития русским народом. Ход русской истории слагался не по произ­волу русских государей, русского правящего класса или, тем более, русского простонародья, а в силу объективных факторов, с которы­ми каждый народ вынужден считаться. Слагаясь и возрастая в та­ком порядке, Россия превратилась не в механическую сумму терри­торий и народностей (…) а в органическое целое.

1. Это единство было прежде всего географически предписано и навязано нам землею. С первых же веков своего существования рус­ский народ оказался на отовсюду открытой и лишь условно делимой равнине. Ограждающих рубежей не было; был издревле великий «про­ходной двор», через который валили «переселяющиеся» народы; – с востока и юго-востока на запад (...) Возникая и слагаясь, Россия не могла опереться ни на какие естественные границы. Надо было или гибнуть под вечными набегами то мелких, то крупных хищных племен, или давать им отпор, замирять равнину оружием и осваивать ее. Это длилось веками (…) Россия была издревле организмом, вечно вынужденным к само­обороне.

2. Издревле же Россия была географическим организмом боль­ших рек и удаленных морей. (…) ее мировое призвание было прежде всего – творчески-посредническое между народами и куль­турами, а не замыкающееся и не разлучающее (...) Россия не должна была превращаться, подобно Западной Европе, в «коечно-камороч­ную» систему мелких государствиц с их заставами, таможнями и веч­ными войнами. Она должна была (…) стать великим и все­доступным. культурным простором. А этот простор не может жить одними верховьями рек, не вла­дея их выводящими в море низовьями. (…)

3. Отстаивая свою национальность, Россия боролась за свою веру и религию. Этим Россия, как духовный организм, служила не только всем православным народам и не только всем народам европо-азиат­ского территориального массива, но и всем народам мира. Ибо Пра­вославная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в исто­рии и в системе христианства. Православие сохранило в себе и береж­но растило то, что утратили все другие западные исповедания и что наложило свою печать на все ответвления христианства, магометанства, иудейства и язычества в России. (…) И при всем том Православная Церковь никогда не обращала ино­верных в свою веру мечом или страхом, открыто осуждая это (…)

4. Духовный организм России создал, далее, свой особый язык, свою литературу и свое искусство. На этот язык, как на родной, от­зываются все славяне мира. (…) Живя и творя на своем языке, русский народ, как надлежит боль­шому культурному народу, щедро делился своими дарами со своими замиренными и присоединенными бывшими соседями, вчувствовал­ся в их жизнь, вслушивался в их самобытность, учился у них (…) простосердечно и искренно считал их своими братьями; но никогда не гнал их, не стремился денационализировать их (по гер­манскому обычаю!) и не преследовал их. (…) русский народ ока­зался естественно ведущим и правящим народом, «культуртрегером», народом-защитником, а не угнетателем. (…)

5. (…) Россия есть великий и единый хозяйственный орга­низм. Все ее части или территории связаны друг с другом взаимным хозяйственным обменом или «питанием» – отличительный признак всякого организма. (…)

6. (…) Выдающийся русский антрополог нашего времени, пользующий­ся мировым признанием, профессор А.А. Башмаков устанавливает замечательный процесс расового синтеза, осуществившегося в исто­рии России и включившего в себя все основные народности ее исто­рии и территории. (…) Вот эта формула. «Русский народ, славянский по своему языку, смешанный и по крови и по множественной наследственности, роднящей его со всеми расами, сменявшими друг друга до него на русской равнине, представляет собою в настоящее время некую однородность (…) В противоположность тому, что все вообража­ют, русская однородность есть самая устaновившаяся и самая ярко выраженная во всей Европе (...) вековой процесс «создал в русском типе пункт сосредоточения всех творческих сил, присущих народам его терри­тории» (…).

Итак, Россия есть единый живой организм: географический, стра­тегический, религиозный, языковой, культурный, правовой и госу­дарственный, хозяйственный и антропологический. (…)

Ильин, А.А. Россия есть живой организм // Хрестоматия по культурологии / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 484-492.

За национальную Россию

Говоря о причинах русской революции, надо иметь в виду причины внешне-евро­пейские и внутри-русские. Начнем с первых.

1. Русская революция есть последствие и проявление глубокого мирового кризи­са, переживаемого всеми странами, каждою по-своему. Этот кризис грозит всем на­родам. Он назрел давно (…) Сущность его в засилии материи и в бессилии духа. (…) Матери­ально-современный человек может слишком много; душевно – слишком мало; духов­но – почти ничего. (…) Русская революция возникла именно из такой диспропорции: испытаний, соблаз­нов и нервных потрясений, с одной стороны, и духовной неподготовленности – с дру­гой. Эта диспропорция была выношена в Западной Европе и навязана ею нам в виде войны. Революция пришла в Россию в форме военного крушения.

2. Русская революция есть проявление современного религиозного кризиса: это есть попытка осуществить антихристианский общественный и государственный строй, задуманный в нравственном отношении Фридрихом Ницше, а хозяйственно и политически Карлом Марксом. Эта зараза антихристнанства была принесена в Рос­сию с Запада. (…)

3. (…) русская революция есть первый опыт применения западноевропейской про­граммы экономического материализма и интернационального коммунизма. Россия ста­ла как бы опытным полем, где жизненно насаждается безбожная и противоестествен­ная химера, выдуманная на Западе для разрешения европейского социально-хозяйст­венного кризиса. (…) В этой атмосфере назревающей социальной революции и выдвинулась социали­стическая программа. Коммунизм же есть не что иное, как последовательно и без­оглядно проведенный социализм. Так, Россия становится жертвою мирового капита­лизма и мирового социализма.

4. Русская революция началась однако, не во имя коммунизма а во имя демократии и республики; она подготавливалась как политическая революция, которая должна водворить в России «свободы», «равенство», «народоправство». Императорскую Рос­сию расшатывали и подрывали, чтобы насадить в ней западноевропейские формы жиз­ни, уже приведшие Европу к тупику и кризису. (…)

5. Европейский кризис был делом, чуждым России. (…) Рассудочное, материалистическое «просвещение» еще не проникло в толщу рус­ского народа; оно заразило только русскую интеллигенцию (…) Россия таила в себе великие запасы религиозной веры, что она и доказала во время коммунистических гонений на цер­ковь. (…) Хозяйственный кризис имел в России совсем иную природу, чем в Европе. Капитализм в России только еще зародился (…) Россия была страною сельскохозяйственною; и промышленного пролетариата в ней было сравнительно ничтожное количество. В «колониях» Россия нисколько не нуждалась: она еще не проработала собственных внутренних пространств и богатств. (…) вопрос о рынках сбыта мало беспокоил ее. Территориальные приобретения были ей решительно не нужны. (…) Россия нуждалась больше всего в длительном мире, в развитии своих производительных сил, в установлении прочного правопорядка и расцвете своего духовного творчества. (…)

6. (…) Запад никогда не знал Россию и не понимал ее. Не зная ее и ее языка, не чуя ее духа, – он верил всякому вздору о ней и сам сочинял и распространял этот вздор. Ев­ропа боялась России, не любила ее и презирала ее. За последние 100 лет она всегда была готова навредить ей, ослабить и оклеветать ее. Запад интересовался Россией лишь в торговом и военном отношении; да разве еще в смысле возможного расчленения или подчинения ее. (…) Россия была клеветнически оставлена на весь мир, как «оплот реакции», как гнездо деспо­тизма и рабства, как рассадник антисемитизма, как колосс на глиняных ногах. Дви­жимая враждебными побуждениями, Европа была заинтересована в военном и революционном крушении России и помогала русским революционерам укрывательством, советом и деньгами. (…)

Таким образом, русская коммунистическая революция была гибельным даром Запада – Востоку, а затем и всему миру. Она есть плод европейского духовного разложения; продукт европейского хозяйственно-социального кризиса; результат ев­ропейского политического «просвещения»; последствие европейской войны за рын­ки и за мировую гегемонию. Она есть детище европейского безбожия, европейского распада и европейского империализма.

Ильин, И. За национальную Россию) // Слово. – 1991. – № 5. – С. 82-84.

ВАСИЛИЙ ЗЕНЬКОВСКИЙ

Наши рекомендации