Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в.

Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Решение вопроса крепостного права. Как историк В.Н. Та­тищев считает крепостное право, с одной стороны, вполне закономерным, поскольку исторически сложилось разделе­ние труда (крестьянство зависит от дворян), а с другой сто­роны, ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев День, что привело к полному закрепощению крестьян.

Он анализирует также ситуацию на Западе: там нет кре­постного права, и это полезно государству.

Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что:

1) отмена крепостного права не согласуется с системой
самодержавия; укоренившийся обычай неволи отменять
небезопасно;

2) мужик ленив и, если дать ему волю, он погибнет.

В работе «Краткие экономические до деревни следующей записки» (1742) Татищев приводит перечень из 20 пунктов, в которых описывает признаки ленивого крестьянина: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милосты­ню просит, в доме квасу нет, сверчки и тараканы и т.п.

В этой же работе дает инструкцию дворянству, предла­гая ввести:

• тотальный надзор над крестьянами;

• строгие меры внеэкономического принуждения.

Татищев внес существенный вклад в отечественную те­орию форм правления государства. Это один из первых русских мыслителей, который стал использовать теории естественного права и договорного происхождения госу­дарства для объяснения проблем государства и права. Многие идеи Татищева опередили его время. В записке, направленной им в1743 г. в Сенат, Татищев предложил ог­раничить монархию посредством создания выборного двухпалатного государственного органа.

12.3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков

Посошков Иван Тихонович(ок. 1652-1726) — русский мыслитель и публицист, один из первых идеологов купече­ства.

12.3. Политико-правовая идеология купечества... . 199 Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I. В это время создавались специальные комиссии, целью которых было провести систематизацию законодательства, значительно вы­росшего по объему, на базе Соборного уложения 1649 г.

Биография. Происходил из семьи непашенных крестьян, занимавшихся серебряным и иконным промыслами. Вы­учился грамоте и освоил монетное, пушкарское и строитель­ные ремесла. Скопив первоначальный капитал, занялся предпринимательской деятельностью в Петербурге и Нов­городе — был купцом, заводчиком. С 1696 по 1704 г. зани­мался финансовыми операциями на денежном дворе. По­сошков горячо поддерживал многие реформы Петра I, встречался с ним лично в 1697 г. Мыслитель-самоучка, По­сошков написал несколько писем Стефану Яворскому с предложениями о развитии просвещения, ряд проектов: «О денежном деле», «О ратном поведении», «О новоначинаю-щихся деньгах», книги «Зеркало очевидное», «Завещание отеческое» и главное свое произведение — «Книгу о скудос­ти и богатстве». Вероятно, именно «Книга» стала причиной его ареста в 1725 г. и смерти в Петропавловской крепости.

Логическое основание политико-правового учения. Религиозное мировоззрение. Рассмотрение политических и правовых проблем с точки зрения «блага государства».

Основная работа — «Книга о скудости и богатстве» (1724). Это сочинение, написанное в форме Соборного уло­жения и адресованное непосредственно Петру I, долгое время существовало только в виде рукописи. Первая пуб­ликация датируется 1842 г.

Содержание политико-правового учения. Идеальной формой государственного правления И.Т. Посошков счи­тает абсолютную монархию. Он уподобляет абсолютного монарха самому Богу: «Наш государь... подобен Богу». Полномочия абсолютного монарха Посошков выводит, ис­пользуя прием аналогии: «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть».

Под общим благом российского государства Посошков понимал упорядоченность сословных обязанностей и прав. Он выделял четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство. Необходимо, полагал По­сошков, изменить социальный и правовой статус всех этих

сословий.

Проблемы русского купечества были особенно близки Посошкову, так как он сам некоторое время был купцом. Он считал, что нужно по-новому оценить значение дея-



..шшшт..

Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru 200 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru тельности купцов для процветания русского государства, которое проводит активную военную политику: «Без купе­чества... ни великое, ни малое царство стояти не могут... Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купече­ство помогает и всяки потребности им уготовляет».

И.Т. Посошков выступал за введение запрета на торгов­лю для всех сословий, кроме купечества. Необходимость проведения протекционистской политики государства в отношении купцов он обосновывал тем, что беспошлинная торговля представителей других сословий наносит ущерб государственной казне: «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры, и солдаты, и крестьяне».

Для блага российского государства Посошков призывал Петра I существенно изменить правовой статус дворян­ства. Необходимо наложить на дворян новые обязанности, а не закреплять за ними очередные привилегии. Посошков полагал, что если дворянин «в доме своем живет и крестья­нами владеет, а великому государю никакой службы не по­казал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отда­вать тем, которые его царскому величеству служат».

Духовенство, считал Посошков, мало способствовало процветанию российского государства. Он обличал недо­статки представителей этого сословия за необразованность («они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, — а в книж­ном учении и разумении не весьма довольни») и неспособ­ность нести людям веру и проводить церковные службы.

Эти недостатки могли, по представлению Посошкова, привести к возникновению ересей в России. Он считал, что священники должны служить прежде всего государству, призывая паству, «чтобы отнюдь ничего не таили: и буде правдою будут яко Бету, тако и Царю отделать десятину, то бог их "благословит всяким изобилием"».

Крестьянство в России представлялось Посошкову ос­новным производительным классом: «Крестьянское богат­ство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное». Однако в России, сообщал По­сошков, крестьянство бедное, и государство от этого не процветает. Он выделил три причины бедности крестьян:

S лень самих крестьян;

•S произвол помещиков;

S невнимание правительства.

«Крестьянское житие скудостно ни от чего инаго, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правите­лей, и от помещичьего насилия, и от небрежения их».


12.3. Политико-правовая идеология купечества...

Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в. - student2.ru И.Т. Посошков предлагал проблему ленивого крестья­нина решать самому помещику. Вслед за В.Н. Татищевым Посошков делал ставку на внеэкономический метод — при­нуждение. Помещики должны будут неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме празд­ничных — на себя ли, на помещика ли, — лишь бы не «ле-

жебочили».

Произвол помещиков по отношению к крестьянам и не­внимание правительства ко всему сословию крестьян По­сошков предлагал исключить следующим образом: принять царский указ об ограничении крестьянской повинности (об­рока и барщины) в пользу помещика и царской казны. По­сошков предполагал, что размер повинности должен быть определен съездом дворян и затем утвержден царем.

Посошков верил в то, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного права. Но ре­жим законности может сложиться лишь в том случае, если вместо Соборного уложения 1649 г. будет введено в дей­ствие новое Соборное уложение, в разработке которого примут участие все слои российского общества. Посошков предлагал созвать всесословное Собрание, в которое будут делегированы по два-три человека от духовенства, дворян­ства, купечества, людей сыска и надзора, солдат, крестьян­ских старост, «детей боярских» — холопов.

На следующей стадии проект Соборного уложения по­ступает на обсуждение всех сословий: «Всем народом осви­детельствовать самым вольным голосом, а не под принуж­дением». Таким образом, считал Посошков, можно будет добиться признания всеми этого Уложения: «Дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной книги, для того и надлежит вольным голосом освидетельствовать».

Посошков возлагал большие надежды на судебную ре­форму, которая позволила бы обеспечить законность. Он выступил за создание в России внесословных судов: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому че­ловеку, убогому и богатому, солдату и офицеру».

И.Т. Посошков отводил судам главную роль в осуществ­лении указа об ограничении крестьянских повинностей. Так, например, если крестьянин донесет суду, что помещик берет сверх положенного царским указом, то получает волю и 50 рублей. Крестьянин, который не донес на поме­щика, нарушающего указ, наказывается кнутом. Помещик, уличенный в нарушении указа, лишается судом земли и крестьян.

Наши рекомендации