Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
Понятие риск в торговом бизнесе подразумевает несколько аспектов:
- прежде всего это ситуация на рынке, отражающая неопределённость её исхода, который может быть как положительным, так и отрицательным;
- кроме того, это отсутствие предсказуемости потенциального результата каких-либо действий субъектов рынка, совершаемых в настоящий момент;
- невозможность предсказать со 100% точностью, произойдёт ли данное экономическое, организационное, правовое или иное событие на рынке и какова будет связанная с этим вероятность потерь (выгод).
Природа риска обусловлена двумя видами случайности: случайности отдельного явления, которое само по себе не является существенным, и случайности как характеристики массового (стохастического) процесса, составляющего необходимое содержание закономерного движения товаров на рынке. Поэтому торговой компании необходимо отслеживать причины перехода клиентов от одной к другой фирме как случайно так и массово.
Классификация рисков:
В зависимости от функций управления маркетингом (риски стратегий, организационные, исполнительные, контрольные)
В зависимости от зон проявления в случайностей в рыночном пространстве (риски ликвидности, страхования, товарного портфеля, выбора сегмента рынка, конкурентного позиционирования)
В зависимости от стадий проявления (кредитный, инвестиционный, невыполнения договорных обязательств, трансформационные риски)
При колебаниях рынка (банковский, фондовый и валютный)
В зависимости от уровня оценки риска (риск на уровне отдельно взятой фирмы, риск на уровне развития отрасли, риск на уровне государства - макроэкономический)
Различают следующие виды рисков:
1. Природно-естественные риски (землетрясение, наводнение, ураган)
2. Экологические риски (загрязнение окружающей среды)
3. Политические риски (изменение политической ситуации, методов государственного регулирования экономики)
4. Транспортные (потери при перевозке)
5. Имущественные, связанные с потерей имущества (кража, гибель, повреждение)
6. Предпринимательские риски:
- коммерческий связан с рискованными коммерческими сделками, с невыполнением договорных обязательств, с действиями конкурентов, с изменением цен и тарифов, с недобросовестностью работников предприятия и т.п.;
- финансовый связан с возможностью обесценения денег; вероятностью валютных потерь из-за изменения куров валют; вероятность неуплаты долга заемщиком и процентов по нему, задержки денег за отгруженные товары, срыва кредитного договора; риском упущенной выгоды и т.д.
7. Инвестиционный риск обусловлен вероятностью снижения доходности реальных инвестиций (в результате действия непредвиденных внешних факторов), а также снижения доходности по ценным бумагам.
Оценка уровня риска – это оценка уровня неопределённости. Соответственно чем выше уровень неопределённости, тем выше степень риска. Оценка и управление риском начинается с анализа деятельности фирмы (масштаб и характер деятельности, основные направления развития и диверсификации, основные конкуренты, товарооборот, производство, продажи, затраты, прибыль, тенденции изменения экономических показателей во времени). Далее анализируется уровень коммерческой работы компании и уровня менеджмента (цена фирмы, репутация, уровень торгово-технологического процесса, интегрированность фирмы, стабильность товарооборота и другие факторы наиболее значимые с точки зрения экспертов). Оценка менеджмента компании осуществляется с точки зрения стабильности окладов служащих, заработной платы продавцов, кассиров, прочих организационных условий торгового процесса.
Управление риском может базироваться на следующих правилах:
Если имеет место фаза стабилизации, то необходимо обратить внимание на страхование собственных действий, поскольку угроза находится во внутренней среде и степени проработанности изменения собственной позиции на рынке. Внешняя же среда в условиях стабилизации нейтрализует влияние риска, поскольку в силе своего развития обеспечивает достаточное число благоприятных факторов;
Если же рассматривать фазу развития, то здесь риск заключается в том, что предприниматель действует, априорно полагая, что условия, которые необходимо задействовать для получения наибольшего результата, обязательно будут созданы во внешней среде, поэтому объектом страхования должны быть именно эти условия.
И, наконец, в фазе регрессии любое действие предпринимателя сопряжено с риском, что еще более усиливает неопределённость в видении рынка. Предприниматель сможет добиться наибольшего успеха, если сосредоточит все свои усилия на страховании результатов собственных действий и перегруппировке сил внутри организации.