На разработку словесного товарного знака к Договору №_
Заказчик | |
Дата | |
Менеджер |
(При заполнении настоящей анкеты необходимо воспользоваться результатами маркетинговых исследований, если они есть, если нет, сформулировать обоснованные предположения.)
Основной блок
В случае если в процессе производства рекламного продукта вносится предложение об использовании в рекламном продукте материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, то Стороны определяют порядок приобретения необходимых прав в соответствии с Приложением к Договору. Расходы, связанные с приобретением указанных прав, не входят в стоимость рекламного продукта.
^ Фирма Общие сведения о фирме, основные направления деятельности
Продукт (услуга) Что представляет собой товар (услуга). Главные
потребительские качества товара. Единичный ли это Для чего разрабатыва
ется марка предмет.
Есть ли в нем что-нибудь уникальное, особенное. Какие есть
особенности в услугах. Какова ценовая политика. Что
наиболее
важно при разработке марки. Технология производства товара,
услуги, особенности. Эмоциональная составляющая товара.
Покупка и дистрибьюция Кто определяет необходимость покупки. Какие факторы
определяют решение о покупке. Кто влияет на решение.
Ситуации, в которых осуществляется выбор конкретной марки.
Как осуществляется дистрибьюция — в каких регионах и через
какие типы торговых точек. Насколько товар сейчас
представлен в торговле.
Ситуация на рынке,
конкурентные марки Является ли рынок
высококонкурентным или нет. Кто основные конкуренты. Как
рынок поделен между марками. Почему люди могут выбрать
товар (услугу) конкурентов, а не наш. Что является их
конкурентным преимуществом. Каковы их коммуникации.
Как должна будет выглядеть наша марка относительно
конкурентов. Какой у них ассортиментный ряд. Какова их
технология производства, особенности. Каковы цены
конкурентов.
Целевая аудитория
Для кого создается марка?
Коммуникация товара
(услуги) Описание целевой аудитории в стандартной
терминологии (возраст, пол, уровень доходов,
образовательный
уровень, готовность пробовать что-то новое, экспери
ментировать). Описание типичного представителя. Есть ли у
товара (услуги) выраженная коммуникация, его основная идея.
На чем нужно сделать акцент при разработке марки (вкус,
здоровье, новизна, натуральность, география производства и
т.п.).
Аргументы Аргументы и факты, подтверждающие коммуникацию,
которые могут быть полезны при работе над маркой.
^ Специальные требования
Где будет использоваться словесный товарный знак. Отношение к товару (прямое указание на товарную группу — абстрактное название). Должно ли это быть общеупотребительное слово или профессиональное
(специализированное).
С какими словами должен будет сочетаться при использовании. Какое количество слов можно использовать в названии. Какие эмоциональные ассоциации должно вызывать название. Какие музыкальные ассоциации должно вызывать название. Должно ли название вызывать конкретные ассоциации (с географическими объектами, с местом потребления, определенным периодом времени, эпохой). Может ли это быть неологизм.
Есть ли пожелания по роду слова (мужской, женский, средний). Русское или иностранное слово.
Ориентиры
Примеры марок, которые нравятся. По каким критериям оценивали.
^ Критерии оценки результата
На что опираться при оценке предлагаемых названий.
1.Отвечает общим требованиям к СТЗ:
• запоминаемость (Г, Б, Р, Д — легко запоминаются);
• рекламоспособность;
• благозвучность;
• четкость проставления ударения с первого чтения;
• краткость;
• легкость в визуализации (легче визуализируются круглые буквы, хуже - Ш, Щ, Ц, Д);
• легкость в написании по произношению.
2. Отвечает специальным требованиям клиента.
3. Позитивно воспринимается целевой аудиторией (для проверки необходимо проведение не менее двух фокус-групп).
4. Учитывает ориентиры.
Предупреждение о сложностях, которые возникают при разработке словесного товарного знака.
1. Охраноспособность. Генерируя СТЗ, можно не знать, зарегистрированы ли подобные слова, находятся ли они в процессе регистрации или патентно чисты. Чем более привлекательным кажется слово, тем больше вероятность, что оно уже занято. Поэтому перед тем, как подать заявку на регистрацию, предстоит проверить на охраноспособность не менее трех товарных знаков. Проверку необходимо осуществлять до тех пор, пока не будет найдено слово, отсутствующее в списке поданных на регистрацию. Проверки оплачиваются дополнительно и в стоимость творческой разработки не входят.
2. Рекламоспособность. Нас как разработчиков интересует оценка предложенных нами вариантов названий представителями целевой группы. Вызывает ли вариант нужные ассоциации и положительные эмоции? Насколько название соответствует данной товарной группе? Этим же должны руководствоваться представители клиента. В случае, когда заказчик основывается только на личных вкусах и предпочтениях, он может принять ошибочное решение. Как правило, руководитель предприятия по своему социальному статусу, уровню доходов, образованию, общей культуре, возрасту сильно отличается от представителей целевой аудитории, и он должен четко осознавать это, выбирая название для товара.
3. Проходимость. Во многих фирмах на принятие решений по выбору словесного товарного знака влияет много людей, большинство из которых не способно оценить коммерческий потенциал того или иного варианта. Поэтому руководству необходимо иметь мужество принять решение, не учитывая мнение неспециалистов. Кроме того, долго работая в определенной отрасли, люди вырабатывают определенные стереотипы и штампы восприятия, отсюда неспособность увидеть свой продукт в новом свете.
Поскольку многие директора являются одновременно и владельцами бизнеса, они выбирают название для товара так же тщательно, как имя своему ребенку. Директор-владелец зачастую проявляет ревность и отказывается от хорошего названия только потому, что это не его идея. Следует помнить, что название для вашего товара — это не какое-то священное слово, а всего лишь рабочий инструмент, который поможет (либо помешает) эффективно продавать товар.
Многие клиенты имеют завышенные ожидания в отношении оригинальности, креативности, необычности предлагаемых вариантов. Разрабатывая названия, следует стремиться к тому, чтобы СТЗ хорошо воспринимался целевой аудиторией и связывался с товарной группой. Поэтому иногда самое простое и банальное название может оказаться самым лучшим.
4. Получение задания на разработку СТЗ и презентация вариантов должны происходить при непосредственном участии лица, принимающего решения в фирме.
^ Исполнитель: Заказчик:
______________________________ _______________________
___________________( Симонова) __________________(____)
Приложение 3
Сравнительный анализ названий магазинов
Многие названия магазинов не отличаются оригинальностью: один раз придуманное яркое слово быстро затаскивается и становится шаблоном. С одной стороны, такое слово теряет свою выразительность, а с другой — перестает привлекать внимание и запоминаться как оригинальное. Очень часто мы сталкиваемся с такими штампами, как «мир», «новый», «ваше» и др. В табл. 1 перечислены названия, в которых повторяются одни и те же слова.
Таблица 1. ^ Перечень повторяющихся названий фирм и предприятий в г. Омске
^ Повторяющееся слово-штамп | Названия | Количество |
1 | 2 | 3 |
1.Мир 2. Новый 3. Все для... 4. Ваш (ваше) 5. Золотой 6. Альфа 7. Престиж | Мир» (турбюро), «Мир» (компания); «Мир Авто», «Мир дверей», «Мир женщины», «Мир зеркал и стекла», «Мир инструмента», «Мир качества», «Мир кожи», «Мир мебельной фурнитуры», «Мир окон», «Мир подшипников», «Мир прессы», «Мир причесок», «Мир стекла», «Мир тепла», «Мир увлечений», «Мир часов», «Книжный мир» «Мобильный мир», «Хлебный мир», «Чайный мир» «Новый быт», «Новые возможности», «Новый дом», «Новый климат», «Новый компьютер», «Новый ломбард», «Новый сервис», «Новый стиль», «Новый телефон» Все для офиса» (2), «Все для вас — Омск», «Все для вас», «Все для ремонта», «Все для сварки — Омск» «Ваш аудитор», «Ваш дом», «Ваш друг», «Ваш Ореол», «Ваш офис», «Ваш ресторан», «Ваш успех» (2), «Ваше будущее», «Ваше время-риэлти», «Ваше право» (2), «Ваше такси» «Золотая нива», «Золотая нить», «Золотая рыбка», «Золотой дракон», «Золотой локон», «Золотой зал», «Золотой айсберг» «Альфа и Омега», «Альфа» (2), «Альфа+», «Альфа-Банк», «Альфа-групп», «АльфаКом», «Альфа-Сервис», «Альфа-Софт», «АльфаСтрахование» «Престиж» (парикмахерская), «Престиж» (фирма), «Престиж-Ксанти», «Престиж-Консалт», «Престиж-Сервис» | 22 9 6 13 7 10 5 |
Но чаще всего встречаются как неудачные, так и удачные названия. Сравнение таких названий приведены в табл. 2—4.
Таблица 2. ^ Названия магазинов строительных и отделочных материалов
Информативные, но необразные | Информативные и образные | ^ Образные, но неинформативные |
1 | 2 | 3 |
Финские краски Арт-мастер Большой ремонт Все для ремонта Галерея пробковых покрытий Герметик-центр Домострой Краски Сибири Ковровый двор Линолеум Мастер-строй Мастеркнауф Ремонт Строй-модерн Строй-сам | Левша Все до лампочки Муравей Старик Хоттабыч Управдом Стройбат | Антарес Ардис (дизайн-салон) Городок Диана Каспер |
Выводы по табл. 2
1. Из всех названий к лучшим можно отнести названия во втором столбце, так как они и содержат информацию о товаре, и создают определенный запоминающийся образ.
2. Названия из третьего столбца создают какой-то образ, но так как он не имеет отношения к товарам, то сам по себе не может быть хорошим названием.
3. Названия из первого столбца говорят о товаре, но на фоне названий второго столбца явно проигрывают в образности и выразительности.
Таблица 3. ^ Названия книжных магазинов
Информативные, но необразные | Информативные и образные | ^ Образные, но неинформативные |
1 | 2 | 3 |
Подписные издания Книги Мир прессы Дом книги Книжный мир Учебная литература | Эрудит Просвещение Слово Библиоглобус Знание Кругозор Живые мысли Логос1 Магистр2 Мысль | Амфора Водолей Наш друг |
Выводы по табл. 3
1. В отличие от табл. 2 большинство названий информативно-образные.
2. Создатели названий из третьего столбца, видимо, хотели отразить какую-то мысль, но связь абсолютно непонятна. Название «Амфора» больше подходит для антикварного магазина или посудной лавки, но с книжным магазином никак не ассоциируется.
3. Названия из первого столбца так же, как и в табл. 2, говорят о товаре, но на фоне названий второго столбца явно проигрывают в выразительности
Таблица 4. ^ Названия салонов сотовой связи
Информативные, но необразные | Информативные и образные | ^ Образные, но неинформативные |
Мобител Омкомтел М-связь Мобил-PUNKT Мобильный мир Новый телефон Сибирская сотовая связь Евросеть | Радуга GSM Мобил Мобилыч Мобилэнд Сотик+ Труба | Альфа+ Омега Эльбрус |
Выводы по табл. 4
1. Большинство названий — информативные.
2. Среди информативно-образных названий самые интересные — «Мобил Мобилыч» и «Труба» (многие называют сотовый телефон «трубой»; используется в слоганах на основе фразеологизмов «Труба зовет» и «Всем труба»).
3. В третьем столбце трудно объяснить, чем отличается «Альфа» от «Омеги».
Общие выводы
1. Чем больше в названиях информации о товаре или услуге, тем легче покупателю ориентироваться в них.
2.Если название не похоже на другие, то привлекает внимание и хорошо запоминается. Особенно эффективно использование говорящих названий.
3. Использование избитых, заштампованных слов приводит к стиранию образности названия. Поэтому различные «миры» и другие подобные названия перестают оказывать влияние на потребителя.
4. При создании названий владелец должен избегать желания «увековечить» в нем себя или родственников, в результате чего появляются многочисленные «Александры» или «Надежды». Такое название само по себе ни о чем покупателю не говорит, не запоминается и не характеризует товар.
5. Название должно соответствовать товару. Не стоит создавать отвлеченные образы, которые не имеют отношения к товару и, следовательно, не будут выполнять основную функцию — привлекать нужных покупателей.