Объект идидуализации. Понятие и признаки товарного знака и знака обслуживания.

Средство индивидуализации— обозначение, служащее для различения товаров, услуг, предприятий, организаций и других объектов в сфере хозяйственного оборота.

Товарные знаки и знаки обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг

товарный знак отличает товары, а знак обслуживания - услуги, но режим правовой охраны, представляемый тем и другим, не имеет различий. Кроме того, одно и то же обозначение может одновременно являться и товарным знаком, и знаком обслуживания. Поэтому все, что далее будет излагаться для товарных знаков, и в равной мере будет относиться к знакам обслуживания.

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Основная функция этих средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя, свою продукцию, свои услуги собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж.

Товарный знак ассоциируется у потребителей с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако часто бывает, что товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а иногда даже в разных странах, поскольку владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять разрешение (лицензии) на использование их другим лицам. Именно по этой причине выделяют такую функцию товарного знака как указание на источник происхождения товара или услуги. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров или услуг, обычно подчеркивается законодательством.

Основанием для предоставления правовой охраны товарному знаку является его государственная регистрация в Патентном ведомстве страны. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Товарными знаками могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Словесные обозначения - слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, сочетания слов, предложения, фамилия, названия предметов, другие единицы языка, а также их сочетания. Ими могут быть и вымышленные слова. Изобразительные обозначения - изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемные обозначения - трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. Чаще всего это разнообразные упаковки товаров (бутылки, флаконы, коробки и пр.). Другие обозначения - звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Нарушением исключительных прав владельца товарного знака признается использование его без разрешения в гражданский гражданском обороте на территории, где он зарегистрирован, или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное до степени смешения обозначение, являются КОНТРАФАКТНЫМИ.

Срок действия регистрации товарного знака - десять лет от момента подачи заявки на его регистрацию. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. В качестве маркировки зарегистрированного товарного знака используется знак ® либо словесного обозначения "товарный знак". Товарный знак незаменим как средство рекламы.

В настоящее время товарный знак может быть зарегистрированным только на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 1478 ГК РФ).

Наши рекомендации