Развитие литературы и искусства.
- живопись, скульптура, архитектура;
- художественная литература;
- театральное искусство, телевидение, кино;
- музыка (классическая и популярная).
Урок 23. Духовная жизнь в Российском обществе.
Цель: сформировать представления об основных тенденциях развития отечественной культуры, духовной жизни России в 1990-2000-х гг.
План урока
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Особенности нового этапа духовкой жизни.
Развитие литературы и искусства.
Организация домашнего задания
Ход урока
Проверка домашнего задания
Поверочная беседа или индивидуальный опрос по вопросам 1 - 4 к § 47.
Изучение нового материала
1. Особенности нового этапа духовкой жизни.
Вопросы для повторительной беседы
? Как складывались взаимоотношения власти и творческой интеллигенции в годы советской власти?
? Какие изменения в духовной жизни страны произошли в период перестройки?
Структура изложения
Утверждение демократии и информационной открытости разрушило барьеры, ранее существовавшие между отечественной и зарубежной культурой. Россия стала частью мирового и пространства.
Миллионы россиян смогли познакомиться с продукцией зарубежной киноиндустрии, популярной музыкой, литературными произведениями. Происходило и возвращение в страну произведений ранее замалчивавшихся русских авторов, в том числе эмигрантов.
В то же время сложная социально-экономическая ситуация вызвала определенный кризис и в области культуры. Значительно ухудшилось положение таких сфер, как образование, здравоохранение, наука. Это вызвало крайне негативные последствия: резкое сокращение продолжительности жизни, падение уровня образования, распространение различных болезней. Впервые со времен Гражданской войны страна столкнулась с проблемой массовой детской беспризорности. Существовали и иные проблемы, связанные со сложностями периода радикальных преобразований.
Сложившаяся ситуация привела к массовой «утечке мозгов» - отъезду ученых, педагогов, деятелей искусства на работу за рубеж. В сочетании с уменьшением бюджетных ассигнований это привело к кризисным явлениям в отечественной науке: если в СССР ежегодно патентовалось от 800 до 1500 изобретений, то в России 1990-х гг. - не более 100.
Положение начало отчасти улучшаться с конца 1990-гг., когда в условиях стабилизации, а затем и роста экономики государство смогло увеличить поддержку социально-культурной сферы. Поддержку образованию, культуре и спорту оказывает также укрепившийся российский бизнес. Тем не менее, значительное число проблем и в настоящее время остается нерешенными.
В числе важных изменений в культурной жизни страны необходимо отметить также существенное возрастание роли религиозных конфессий, в первую очередь Русской православной церкви, в регионах расселения мусульманских народов - ислама.
2. Развитие литературы и искусства. Строить изучение данного вопроса по тексту учебника, изобилующего именами деятелей культуры и названиями произведений, не слишком целесообразно. Предлагаю избрать форму ученических сообщений. Тематика сообщений определяется в зависимости от интересов учеников и возможностей нахождения материалов для подготовки. В любом случае эта тематика должна охватывать такие области, как:
- живопись, скульптура, архитектура;
- художественная литература;
- театральное искусство, телевидение, кино;
- музыка (классическая и популярная).
Домашнее задание: §48
· подготовить устные ответы на вопросы 1-4 к §48.
Урок 24. Годы реформ: достижения и потери (повторительно-обобщающий)
Цель: закрепить знания об основных процессах и явлениях отечественной истории последних десятилетий, способствовать осознанию связи истории и современности, развитию навыков ведения дискуссии.
План урока
Проверка домашнего задания
Организация обобщающей дискуссии.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Поверочная беседа по вопросам 1-4 к § 48.
Организация обобщающей дискуссии.
Проблемы для дискуссии
Какие из реформ последних полутора десятилетий оказали положительное влияние на жизнь страны?
- Что мы потеряли за эти годы?
Была ли цена реформ оправданной?
Действительно ли можно выделить в ходе реформ несколько этапов?
Насколько современный этап развития страны отвечает интересам народов России?
Перед началом обсуждения необходимо напомнить ученикам правила ведения дискуссии:
Правила ведения дискуссии
Критикуй не оппонентов, а их аргументацию.
Цель дискуссии не в победе, а во всестороннем рассмотрении проблемы.
Лучший способ доказательства или опровержения правильный подбор фактов.
Спорь честно: не искажай мыслей и слов своих оппонентов.
Не перебивай выступающего, даже если считаешь, что он нарушает правила. Оставь контроль за выполнением правил ведущему.
Не переноси свое отношение к точке зрения на человека, который ее высказывает.
В завершение рекомендуется не прибегать к определению «правильной» точки зрения, оставив за учениками право самостоятельно определить свое отношение к новейшему этапу отечественной истории.
Тема 8. Российская Федерация в 1991 – 2004 гг.
Первый вариант