Виды и источники маркетинговой информации
Система любых управленческих решений (в том числе и маркетинговых) должна базироваться на информации, обладающей тремя основными свойствами:
• актуальностью;
• достоверностью;
• полнотой.
В своей деятельности фирмы используют два вида информации - вторичную и первичную
|
Вторичная информация - данные, собранные ранее для целей, не связанных с решением проблемы, исследуемой фирмой.
Основные достоинства и недостатки вторичной информации приведены в табл. 12.
Характеристики вторичной информации
Достоинства | Недостатки |
· Высокая скорость получения · Наличие разных источников (возможность сопоставления данных) · Относительно низкая стоимость · Возможность работы с данными, которые фирма не может получить самостоятельно | · Возможная полнота соответствия целям проводимого исследования · Возможность устаревания данных · Возможность наличия противоречивых сведений · Не всегда известна степень достоверности данных |
Для оценки надежности вторичной информации следует получить ответы на следующие вопросы:
· Кто собирал и анализировал данные?
· С какой целью производились сбор и анализ данных?
· Как и какие сведения были получены?
· Какими методами обрабатывались данные?
· Как данные сведения согласуются с другой подобной информацией?
Источники вторичной внутренней информации:
· отчеты о продажах (по товарам, рынкам, географическим районам, интервалам времени и т. д.);
· рекламации потребителей;
· сведения о запасах продукции на складах;
· счета клиентов;
· отчет о прибылях и убытках;
· выполненные ранее исследования и т. д.
Источники вторичной внешней информации:
· публичной внутринациональной - государственные и административные органы, учреждения и организации (например, министерства, торговопромышленная палата, таможенное управление, различные национальные центры и институты);
· публичной международной - комиссии ООН, ВТО и т. п.;
· частного происхождения:
- профессиональные печатные издания;
- профессиональные организации (например, отраслевые союзы);
- компьютерные банки данных независимых организаций;
- непериодическиe публикации различных фирм.
Первичная информация - данные, собранные специально для решения конкретной проблемы, исследуемой фирмой. Такие данные необходимы в том случае когда вторичной информации оказалось недостаточно.
Основные достоинства и недостатки первичной информации приведены в табл.
Достоинства | Недостатки |
· Полное соответствие целям проводимого исследования · Хорошо известная методология получения данных · Возможность обеспечения кон-фиденциальности полученных сведений | · Низкая скорость получения · Высокая стоимость · Подход фирмы может быть ограниченным · Фирма может быть неспособной к получению первичной информации |
Перед сбором первичной информации необходимо получить ответы на следующие вопросы:
· Какую информацию следует получить (вид и объем)?
· Каков объект исследования?
· Кто будет собирать информацию?
· Какими методами будет получена информация?
· Где, когда и как долго будут собираться данные?
· Сколько будет стоить получение информации?