Развитие социальной политики
Возрастание авторитета Европейского союза среди простых людей ныне напрямую связывается с тем, насколько активно и действенно он ведет себя в социальной сфере. Несмотря на то что основную тяжесть в решении возникающих проблем здесь несут государства-члены, от Европейского союза также ожидают эффективных действий. Как известно, о единой социальной политике говорилось еще в первых учредительных договорах, а с начала 70-х годов ЕЭС стала уделять этой политике значительно больше внимания. Маастрихтский договор продолжил и усилил это направление в общем интеграционном процессе. Речь шла об охране труда, профессиональном образовании, защите детей и молодежи, равенстве прав мужчины и женщины и т.д. Однако на пути единой социальной политики Союза стоят различия условий и вытекающих отсюда интересов государств-членов.
Не случайно в этой сфере Европейский союз выступал преимущественно как координатор и инициатор. Более того, в государствах-членах достаточно заметно проявлялся скепсис по поводу возможностей Европейского союза сколь-нибудь ощутимо проводить самостоятельную социальную политику. Следует напомнить, что многие вопросы социальной политики регулировались в институтах Союза в усложненном порядке. В Маастрихтском договоре оговорено, например, что положения о правах и интересах работников и о реализации свободы передвижения должны приниматься единогласно.
Камнем преткновения при разработке единой социальной политики была, как уже отмечалось, особая позиция Великобритании, которая во время нахождения у власти в ней консервативной партии практически блокировала достижение общего согласия. Присоединение Великобритании к общей социальной политике Европейского союза существенно изменило положение дел. Социальная политика стала по-настоящему общей. Амстердамский договор дал новую редакцию статьи 117, сформулированной впервые в Договоре о ЕЭС. Нововведения состояли в том, что, во-первых, содержание социальной политики было расширено, а во-вторых, сделаны ссылки на Европейскую социальную хартию 1961 г. и Хартию основных социальных прав трудящихся 1989 г. При этом-отмечено, что меры, предпринимаемые институтами Европейского союза, должны учитывать различную практику государств-членов, особенно в сфере контрактов, равно как и необходимость поддерживать конкурентоспособность экономики сообществ.
Надо сказать, что проведение общей социальной политики в Европейском союзе – нелегкое дело. Характерно, что в Соглашении о социальной политике, которое теперь охватывает все 15 государств-членов Европейского союза, отмечается небольшой прогресс по сравнению с первыми учредительными договорами. Среди главных целей социальной политики, провозглашенных в Соглашении, следует назвать: 1) социальную безопасность и социальную защиту работников; 2) защиту работника в случае прекращения трудового договора; 3) представительство, в том числе коллективное представительство интересов работников; 4) улучшение условий труда граждан третьих государств; 5) финансовая поддержка занятости и создания новых рабочих мест, осуществляемая без ущерба для социальных фондов. Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Соглашении ничего не говорится об оплате труда, праве на объединение, праве на забастовку и праве на локаут. Как некую компенсацию можно рассматривать положения об усилении участия социальных партнеров в процессе реализации Соглашения.
Пожалуй, наиболее существенной чертой Соглашения стало как раз его включение в текст Амстердамского договора. Первоначально предполагалось, что Соглашение заменит собой главу о социальной политике Маастрихтского договора. Однако такое предложение не прошло. Было сделано иначе: к тексту Соглашения добавлены статьи и формулировки данной главы, и получившийся таким путем объединенный текст вошел в Амстердамский договор как единая часть, посвященная социальной политике.
В текст Соглашения были внесены некоторые незначительные изменения, в частности в статьи, говорящие об общих целях и равном подходе. Например, при определении целей говорится не об осуществлении социальных прав, закрепленных в Хартии основных социальных прав трудящихся 1989 г., а о необходимости иметь в виду Хартию в целом. Вместо понятия «дискриминация женщин» применено понятие «дискриминация по половому различию» и т.д.
В Амстердамском договоре Европейский союз продемонстрировал намерение активно участвовать в решении вопросов социальной политики. Наиболее очевидный путь развития активности Союза – это создание единой правовой базы социальной политики.
Союз, бесспорно, не сможет обойти стороной проблему безработицы. При всех колебаниях в определении ее размеров большинство специалистов сходятся на том, что на территории государств – членов Европейского союза постоянно насчитывается не менее 20 млн. человек, не имеющих работы. При этом на рынке труда отмечается преимущественно тенденция спада спроса на рабочую силу. Серьезность ситуации побудила Европейский совет еще в конце 1993 г. одобрить подготовленную Комиссией «Белую книгу по проблемам роста, конкуренции и занятости». Наряду с подтверждением принципов стабильной экономики, устойчивой финансовой системы и открытого рынка Белая книга предусматривала «солидарное хозяйствование». За этим весьма туманным понятием скрывалась потребность в выделении средств, необходимых для борьбы с безработицей. Однако источники поступлений не были указаны.
Организаторы Межправительственной конференции объявили, что проблемы занятости будут в центре внимания. Однако предлагаемые рецепты не отличаются новизной. К тому же они сформулированы в очень общей форме. Имеется в виду разработать общую стратегию действий, стимулировать сотрудничество между заинтересованными сторонами, консолидировать мероприятия по многостороннему контролю за долгосрочными программами государств-членов, включать задачи борьбы с безработицей во все «политики» Сообщества. Амстердамский договор отразил проблему занятости главным образом путем выделения отдельной главы (гл. 3 «Занятость»). Статья 3 Маастрихтского договора, говорящая об основных направлениях деятельности Европейского союза, дополнена положением о координированной стратегии по проблемам занятости. Кроме того, Амстердамский договор содержит серию из пяти новых статей (109 «п» – 109 «г») по отдельным вопросам занятости. В них говорится о том, что координированная стратегия подразумевает обязанность государств-членов и сообществ поддерживать развитие квалифицированной рабочей силы и рынков труда, адекватных переменам в экономике. Подчеркиваются связанные с этим обязанности Европейского союза, Европарламента, Совета, Комиссии, Экономического и социального комитета, Комитета регионов. Дальше общих положений и призывов Амстердамский договор, однако, не идет.
Еще одной проблемой, актуальность которой сегодня очевидна, является осуществление принципа свободного передвижения людей в рамках Европейского союза. Эта проблема касается одной из базовых свобод, закрепленных в первых же учредительных договорах европейских сообществ. Однако практика ее реализации говорит о многих ограничениях и препятствиях, чинимых ей в государствах-членах. Во всяком случае единый подход здесь отсутствовал.
Амстердамский договор откликнулся на сложившуюся ситуацию, выделив часть, озаглавленную «Свободное передвижение лиц, право убежища и иммиграция». Стоит добавить, что Совету дано поручение разработать в течение пяти лет после вступления в силу Договора меры, направленные на полную отмену всякого контроля за пересечением границ гражданами Европейского союза, а также гражданами государств, не входящих в Союз.