Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по неязыковым и языковым предметам
Об утверждении критериев оценки знаний обучающихся
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 52. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 февраля 2016 года № 13137
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п.4
В соответствии с подпунктом 21-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые критерии оценки знаний обучающихся.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информаци Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан (Имангалиева Е.Н.)
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 сентября 2017 года для 1 классов, с 1 сентября 2018 года для 2, 5 и 7 классов, с 1 сентября 2019 года для 3, 6, 8 и 10 классов, с 1 сентября 2020 года для 4, 9, 11 и 12 классов и подлежит официальному опубликованию.
Министр образования и науки
Республики Казахстан А. Саринжипов
Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 21 января 2016 года № 52
Критерии оценки знаний обучающихся
Основные положения
1. Настоящие Критерии оценки знаний обучающихся (далее - Критерии) разработаны в соответствии с подпунктом 21-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» которые определяют оценивание учебных достижений обучающихся в организациях начального, основного и общего среднего образования, независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) цели обучения – утверждения, формулирующие ожидаемые результаты по достижению знаний, понимания и навыков в течение курса обучения по предмету в соответствии с учебной программой;
2) критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, заранее известными всем участникам учебного процесса критериями оценивания, соответствующие целям и содержанию образования;
3) критерии оценивания – утверждения, позволяющие учителям и обучающимся достигнуть цели обучения при формативном оценивании и утверждении, также оценивающие хорошо выполненную работу обучающимися при суммативном оценивании (критерии выставления баллов);
4) формативное оценивание – оценивание, определяющее текущий уровень освоения знаний и сформированности навыков обучающихся на уроке, дома, осуществляющее оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, позволяющее обучающимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей обучения;
5) суммативное оценивание – оценивание, определяющее уровень освоения знаний и сформированности навыков обучающихся по завершении изучения разделов учебной программы в конце учебной четверти;
6) годовая оценка – оценка, выставляемая обучающимся в конце учебного года, включающая результаты формативного и суммативного оценивания в определенном процентном соотношении;
7) электронный журнал регистрации результатов оценивания учебных достижений обучающихся – документ, фиксирующий результаты формативного и суммативного оценивания и осуществляющий автоматический подсчет четвертных и годовых оценок;
8) знание – способность воспроизведения или запоминания конкретных фактов, информации и описания;
9) понимание – способность понимания и интерпретирования освоенного материала через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации;
10) применение - способность использования изученного материала в конкретных условиях и в новых ситуациях для решения проблем. Способами демонстрации применения знаний являются практическая работа, эксперименты, проектная работа, решение проблем и создание новых и/или различных продуктов;
11) анализ – способность деления информационного материала на составные части, изучение информации для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений, нахождения доказательств для обоснования общих правил;
12) синтез – способность соединения, комбинирования частей (идеи, элементы) в новый контекст, например, сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, приводящие в порядок имеющиеся сведения. Достижение соответствующих ожидаемых результатов обучения предполагает деятельность творческого характера;
13) оценка – способность оценивания значения того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследовательских данных);
14) аудирование – способность понимания основного содержания устных высказываний на различные темы, выделения в них ключевой информации, распознавания мнения говорящего, определение значения слов по контексту, воспринимания и понимания содержания различных типов текстов, соответствующих уровню учащихся, используя разные стратегии;
15) говорение – способность использования слов официального и разговорного стилей речи в беседе на различные темы, выделение более сложных вопросов для получения необходимой информации, выражение собственного мнения, реагирование на неожиданные комментарии, общение со сверстниками в процессе выполнения задания, грамотное применение специфической лексики, пересказ историй и событий;
16) чтение – способность понимания основного содержания художественных и научных текстов на различные темы, выделение ключевой информации, применяя различные стратегии поиска информации, определение значения слов по контексту, распознавание отношения и мнения автора, использование различных бумажных и цифровых источников для проверки значений слов и понимания прочитанного;
17) письмо – способность планирования, написания, редактирования и корректирования письменных работ на разные темы о настоящих и вымышленных событиях, написания критических отзывов на прочитанное, грамотное письмо, не допуская орфографических и грамматических ошибок, придерживаясь определенного стиля, связывая предложения в параграфы, используя различные слова-связки;
18) портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся за определенный период обучения. Портфолио обучающегося предназначено для сбора результатов формативного и суммативного оценивания как доказательство достижения цели обучения. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания, доступности результатов обучающихся для заинтересованных лиц.
Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по неязыковым и языковым предметам
3. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по неязыковым предметам основаны на оценивании следующих уровней усвоения учебного материала:
1) знание;
2) понимание;
3) применение;
4) анализ;
5) синтез;
6) оценка.
4. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся по языковым предметам основаны на оценивании следующих уровней усвоения:
1) аудирование;
2) говорение;
3) чтение;
4) письмо.