Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я. Горбылева

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Методическое пособие.

Ульяновск 2005

ББК

К - 17

Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А..Я.

Оценка учебных достижений учащихся в начальной школе.

Методическое пособие.

В пособии анализируются современные подходы к оценке достижений младших школьников, описываются формы, методы и способы оценивания в условиях безотметочного обучения. Авторы предлагают систему мониторинга качества обучения в начальной школе, средства и методики оценки формирования предметных знаний, умений, навыков и учебной деятельности младших школьников.

Для учителей начальных классов, администрации школ, слушателей курсов.

Рецензенты:

Ульянова Т.Л. - методист Ленинского РИНМЦ РОО г.Ульяновска

Печатается по решению редакционно - издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………….….3-5. Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.........................................................................

Организация оценивая в условиях

безотметочного обучения……………………………………..

Формы и способы оценивания………………………………..

Схема организации мониторинга результатов обучения младших школьников ...................................................................................

Методика оценивания учебных достижений

на основе карты индивидуального

развития ученика…………………………………………..

Оценка сформированности учебной

деятельности……………………………………………….

Рекомендуемая литература……………………………..

Приложение: методические материалы

для учителя………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы.

Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие подходы к оценке достижений ребенка в ходе обучения. Если раньше при оценке достижений детей учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выражая оценку в отметках - баллах, то сегодня учителя интересует процесс формирования личности в учебной деятельности, и прежде всего путь усвоения знаний и обретения базовых учебных навыков, который нельзя просто зафиксировать отметкой - баллом, но нужно отследить и, при необходимости, вовремя откорректировать. Не случайно современной начальной школой взят курс на безотметочное обучение, по сути своей являющиеся процессуальным, то есть ориентированным на анализ процесса учения и становления личности младшего школьника. В 1-2 классах процессуальное оценивание закреплено официально через принципы безотметочного обучения. В 3-4 классах, с введением отметки, оно не должно уходить на второй план, т.к. на его основе строится управление качеством образования со стороны учителя.

Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако, далеко не каждый педагог умеет его правильно реализовать. Имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, простраивания безотметочного обучения в системе выделения критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов. На помощь в их преодоление направлено данное пособие.

Материалы пособия являются результатом интеграции научных разработок сотрудников кафедры начального образования УИПК ПРО и практического опыта по их внедрению коллектива педагогов ОУ «Начальная школа - детский сад» УИПК ПРО. При подготовке пособия использованы практические материалы учителя Н.С. Поселеновой и педагога-психолога Е.А..Метлевой.

Оценка достижений младших школьников показывает соотношение целей и результатов образовательного процесса в начальной школе. Поскольку приоритетными целями начального образования сегодня является развитие личности ребенка через освоение системы знаний, умений навыков и формирование учебной деятельности, поскольку главное внимание в пособии уделено оценке качества предметных знаний, умений, навыков и сформированности учебной деятельности младших школьников.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Но очевидным выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самих обучаемых, делает затруднительным сам процесс обучения.

Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Именно поэтому оценка в начальной школе должна соответствовать целому ряду требований

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. При ее осуществлении, прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изучаемого материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида, находить ошибки в чужой и своей работах, анализировать их причины и определять пути исправления.

Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от этой работы. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьников и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Выполнение указанных требований к оценочной деятельности побуждает учителя к поиску наиболее действенных способов оценивания. Традиционно в школе для оценивания используется отметка.

Оценивание на основе анализа текущих итоговых отметок остается пока наиболее распространенной формой. Любопытное исследование провел Б.Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает приблизительно 200 задач и заданий и столько раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе он ежегодно получает отметки до 2000 раз. С такой высокой частотой оценки человек не встречается больше никогда. Б.Блум придерживается мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становится привилегированным. Но другие дети становятся жертвами, они теряют всякий интерес к школе. Эти дети, как отмечает ученый, деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их в безвыходное положение без шансов на успех, потому что порождает у них образ мышления неудачника. Поэтому отметочная система оценивания имеет существенные недостатки – это и недооценка оценочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки-отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Особенно опасно применение цифровой отметки при обучении детей в 1,2 классах начальной школы, ибо в первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку. Известен пример, который приводит в своей работе «Воспитательная и образовательная функция отметки» Ш.А. Амонашвили. Он описывает диалог двух первоклассников, возвращающихся домой из школы. Один ребенок спрашивает у другого:»У тебя уже есть отметки?» «Да», - отвечает первый и с гордость добавляет: «Уже три двойки». А второй с горечью констатирует: «А у меня только одна пятерка». Многие учителя могут возразить, подчеркнув, что, следуя рекомендациям Министерства образования, мы и так не ставим отметки детям первого и второго классов. Но внимательный анализ практики говорит об обратном. Подавляющее большинство учителей начальных классов действительно, повинуясь приказу, вынуждены исключить школьный балл при оценке детей. Но если относится к этой процедуре буквально, как к голому факту, не связанному с изменением всего содержания учебного процесса, его внутреннего психологического стержня, то это легко позволяет учителю заменять балл определенным количеством звездочек, флажков и других символов, позволяющих определить качество выполняемых работ.

Поэтому необходимо не просто отказаться от выставления отметок учащимся 1,2, классов, но и перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. Содействие осознанию и принятию этих характеристик (критериев) должно стать существенным содержанием деятельности учителя. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. При их применении функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Кроме того, отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и малоосознанные знания. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развернутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки.

Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка, как один из компонентов деятельности, также связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При самооценке ученик сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной деятельности. Учителю необходимо с первого дня учебы в системе на основе четких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого ученика. При этом, каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

Наши рекомендации