Основные требования к выполнению и оформлению контрольной
ИСТОРИЯ
методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения для специальностей
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Нефтеюганск
Одобрена Предметной (цикловой) комиссией протокол №____от___________ | Утверждена заседанием методсовета протокол №_____от_____________ | ||
Председатель П(Ц)К ____________ Н.С. Фёдорова | Председатель методсовета ______________ И.А. Успехова | ||
Методические указания разработаны на основании программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования
Организация-разработчик: Нефтеюганский индустриальный колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Разработчик: Булыгин К.С. – преподаватель НИК (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Пояснительная записка
Контрольная работа разработана на основании программы учебной дисциплины «История».
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям СПО.
Учебная дисциплина относиться к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в структуре основной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.
· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
· назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности
· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
· содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· основные исторические термины и даты;
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
· ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире
· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Программа рассчитана на 48 часов аудиторных занятий. Для заочной формы обучения предусматривается 10 часов аудиторных занятий и выполнение 1 контрольной работы.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
Раздел 1. Международные отношения во второй половине XX века. | ||
Тема 1.1. «Холодная война» и политика разрядки, основные кризисы холодной войны. | Содержание учебного материала | |
Понятие «холодной войны». Причины и проявления холодной войны. Основные этапы «холодной войны». Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Кризис разрядки. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | ||
Тема 1.2. Двухполюсное устройство мира. | Содержание учебного материала | |
Создание ООН и ее деятельность. Роль Совета Безопасности ООН в поддержании международного мира. Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Основные институты, организации и объединения периода холодной войны. Основополагающие документы в международных отношениях второй половины XX века. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 1.3. Ведущие капиталистические страны. | Содержание учебного материала | |
Блок капиталистических стран. Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Основные тенденции внутренней и внешней политики США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 1.4. Страны социалистического блока. | Содержание учебного материала | |
Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Копирование опыта СССР. Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 1960-1970-е годы. Попытки реформ. «Пражская весна». Кризисные явления в Польше. Особый путь Югославии под руководством И.Б. Тито. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Раздел 2. СССР во второй половине 1980-х гг. | ||
Тема 2.1. СССР накануне реформ. | Содержание учебного материала | |
СССР вначале 1980-х годов. Л.И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 2.2. Реформы политической системы, децентрализация СССР | Содержание учебного материала | |
Государственное устройство СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений. Развитие советской культуры (1945 —1991 годы). Советская культура в середине1960 — 1980-х годов. Достижения и противоречия художественной культуры. Культура в годы перестройки. Публикация запрещенных ранее произведений, показ кинофильмов. Острые темы в литературе, публицистике, произведениях кинематографа. Развитие науки и техники в СССР. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Письменные ответы на вопросы по теме «Реформы политической системы, децентрализация СССР». | ||
Тема 2.3. Реформы экономики и управления СССР. | Содержание учебного материала | |
СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М.С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике. Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 2.4. Внешнеполитические инициативы СССР в 1980-е гг. | Содержание учебного материала | |
СССР в системе международных отношений. Переход к политике разрядки международной напряженности. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Новое политическое мышление. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Раздел 3. Распад СССР. Формирование российской государственности. | ||
Тема 3.1. Кризис КПСС и децентрализация власти. | Содержание учебного материала | |
Избрание президента СССР и ослабление роли КПСС. Рост национальных и сепаратистских движений в СССР. Проекты нового союзного договора. Всесоюзный референдум, его итоги. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме «Кризис КПСС и децентрализация власти» | ||
Тема 3.2. Борьба РСФСР за суверенитет, стремление союзных республик к отделению. | Содержание учебного материала | |
«Парад суверенитетов». I Съезд народных депутатов РСФСР с правом изменять Конституцию РСФСР. Народный фронт РСФСР. Декларация о суверенитете России. Конфронтация Верховного Совета РСФСР с союзными властями. II Съезд народных депутатов РСФСР. Выборы Президента России 1991 года. Рост национализма. Сепаратизм в Прибалтике. Закавказские республики и Центр. Народные фронты Украины, Белоруссии Молдавии. Усилия союзного руководства по сохранению СССР. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 3.3. ГКЧП и распад СССР. | Содержание учебного материала | |
Реформы политической системы. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашней контрольной работы «ГКЧП и распад СССР» | ||
Тема 3.4. Трансформация советской системы в президентскую республику и политический кризис 1993 года. | Содержание учебного материала | |
Формирование российской государственности. Изменения в системе власти. Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России1993 года. Основные положения Конституции России1993 года | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы: «Трансформация советской системы в президентскую республику» | ||
Раздел 4. Положение РФ в 1990-е годы. | ||
Тема 4.1. Становление нового политического режима в 1994-1999 годах. | Содержание учебного материала | |
Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 4.2. Социально-экономическая политика 1990-х гг., итоги приватизации. | Содержание учебного материала | |
Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. «Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление и разработка словаря «Социально-экономическая политика 1990-х гг., итоги приватизации» | ||
Тема 4.3. Российское общество. Социальные результаты реформ 1990-х гг. | Содержание учебного материала | |
Противоречивость социально-экономического развития страны в 1990-е гг. Трансформационные процессы в российском обществе. Российский рынок труда. Демографическая ситуация в стране. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление графиков «Российское общество. Социальные результаты реформ 1990-х гг.» | ||
Тема 4.4. Внешняя политика РФ в 1990-е гг. | Содержание учебного материала | |
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Раздел 5. РФ в начале XXI века. | ||
Тема 5.1. Стабилизация власти в 2000-2008 годах. | Содержание учебного материала | |
Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года. Разработка и реализация планов дальнейшего развития России. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 5.2. Социально-экономическая политика 2000-х гг. и её итоги. | Содержание учебного материала | |
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, ее основные идеи. Переход на краткосрочное и среднесрочное планирование экономической деятельности | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 5.3. Внешняя политика РФ в начале XXI века. | Содержание учебного материала | |
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Конспектирование источников «Внешняя политика РФ в начале XXI века». | ||
Тема 5.4. Развитие культуры РФ в начале XXI века. | Содержание учебного материала | |
Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Раздел 6. Мир в начале XXI века. | ||
Тема 6.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации. | Содержание учебного материала | |
Понятие и сущность глобализации в мировой экономике. Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка. Политическая глобализация. Глобальные проблемы. Перспективы продолжения курса глобализации. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы по теме: «Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации». | ||
Тема 6.2. Основные интеграционные процессы и международные объединения начала XXI века. | Содержание учебного материала | |
Основные тенденции в интеграционных процессах глобализации. Крупнейшие мировые экономические, политические и военные организации, союзы. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы «Основные интеграционные процессы и международные объединения начала XXI в.» | ||
Тема 6.3.Войны и военные конфликты в конце XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | |
Расширение НАТО на Восток. Войны США и их союзников в Афганистане, Ираке, вмешательство в события в Ливии, Сирии. «Арабская весна», ее причины и последствия. | ||
Лабораторные работы | ||
Практические занятия | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Всего: |
Основные требования к выполнению и оформлению контрольной
Работы
1. К выполнению контрольной работы приступать только тогда, когда требуемый материал тщательно изучен.
2. Контрольная работа должна быть правильно оформлена: на обложке тетради указывается дисциплина, по которому выполняется контрольная работа, специальность, вариант, ФИО студента и преподавателя.
3. Контрольная работа выполняется в ученической тетради с полями шириной 3 - 4 см, в конце 1-2 страницы для рецензии.
4. Контрольная работа должна быть написана грамотно (без стилистических и грамматических ошибок), не должно быть ошибок по существу предмета.
5. В начале работы указывается номер варианта, затем вопрос и ответ на поставленный вопрос. При необходимости записи сопровождать схемами, рисунками, таблицами. Записи выполняются пастой синего или фиолетового цвета, четко и разборчиво.
6. Допускается выполнение домашней контрольной работы в электронном виде: оформляется на листах формата А4; текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала; параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, начертание – обычный, кегль шрифта – 14 пунктов, цвет текста – авто (черный); параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки -1,25 см, межстрочный интервал – полуторный; поля: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм.
7. В конце контрольной работы указывается перечень литературы, которой студент пользовался при выполнении контрольной работы (фамилия автора, название книги и год издания).
8. При возврате контрольной работы студент должен внимательно прочитать рецензию преподавателя, выполнить все его рекомендации и советы. Исправления необходимо выполнить в той же тетради и сдать контрольную работу повторно.
9. Контрольная работа должны быть предоставлена в учебную часть в срок, указанный в учебном графике.
10. Выполненные контрольные работы оцениваются оценкой «зачтено» или «не зачтено». Контрольные работы, выполненные небрежно, не по своему варианту возвращаются студенту без проверки.
11. Студенты, не выполнившие контрольную работу по дисциплине, к экзамену не допускаются.
12. Контрольная работа предусматривает 30 вариантов. Вариант контрольной работы должен соответствовать номеру списка в журнале.
13. Каждым вариантом предусматривается письменные ответы на три теоретических вопроса.
14. По всем неясным вопросам, которые возникают в процессе изучения материала и выполнения контрольной работы, следует обратиться к преподавателю данной дисциплины за консультацией.