Международные экономические отношения, их формы
Международные экономические отношения – система технико-экономических, организационно-экономических и производственных отношений (или экономической собственности) между экономическими субъектами разных стран по поводу организации движения товаров, рабочей силы и других объектов и присвоения полученных при этом результатов.
Международная торговля
Международная торговля является одной из форм международных экономических отношений и исходит из двух основных экономических категорий:
- из международного разделение труда и вытекающей из него специализации стран на производство каких-либо товаров, а, следовательно, роста производительности труда и объемов производства;
- из формирования интернациональных издержек производства, которые лежат в основе формирования мировых цен.
Характерным для современной международной торговли является торговля услугами на мировом рынке. Основными видами услуг в мировой торговле является:
1. услуги, связанные с внешней торговлей, т.е. с транспортировкой, страхованием товаров;
2. услуги, связанные с обменом технологиями (торговля лицензиями, «ноу-хау), инжиниринговые, управленческие услуги и др.;
3. социальные и курортные услуги (туристические и т.п.);
4. банковские услуги, в частности осуществление международных расчетов, лизинговых операций и др.;
5. услуги, связанные с миграцией рабочей силы (выплата и перерасчет заработной платы) социальные выплаты и т.д.)
Кроме того, в международной торговле отчетливо заметен опережающий рост торговли готовыми изделиями по сравнению с товарами топливно-сырьевой группы (торговля машинами и оборудованием). Увеличивающийся экспорт продукции, произведенной с помощью интеллектуально и информационно насыщенного труда (микроэлектроника).
Усиливается роль государственного и надгосударственного регулирования, главной целью которого является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны.
Для реализации этой цели используется политика протекционизма и либерализации.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их проникновении на внешние рынки.
Либерализм – это государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.
За последние полвека развитые страны использовали около 800 видов различных нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50% импорта товаров.
Международная торговля, как экономическая категория, представляет собой систему международных товарно-денежных отношений, которые складываются по поводу движения товаров и услуг между странами.
Функции международной торговли:
- воспроизводственная;
- информационная;
- социально-политическая;
- распределительная;
- контрольно-стимулирующая;
- интеграционная.
Субъекты международной торговли (продавцы и покупатели) – государства, государственные и межгосударственные учреждения, акционерные, кооперативные, частные предприятия, отдельные лица.
Для защиты своих интересов во внешней торговле каждая страна проводит определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторговая политика– одно из направлений бюджетно-налоговой политики государства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения или разрешения на беспошлинный импорт или экспорт товаров и услуг.
Международная торговая политика имеет две основные формы: протекционизм и фритредерство (свободная торговля). Доля Украины в международной торговле – 0,15%.
Государственное регулирование международной торговли дополняется надгосударственным – со стороны международных организаций, ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Эта организация была создана в Женеве в 1947г. В настоящее время туда входят более 130 стран, на которые приходится более 90% мирового товарооборота.