Место ТГП в системе общественных и юридически наук. Функции ТГП как науки
ТГП - тоже общественная наука, т.к. изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего она связана с такими науками:
- Философия(это мировоззренческая основа всех наук,объединяет их общими принципиальнымиположениями и выводами. Разрабатывает идею государства и права через призму ценности и или антиценности для общества и отдельного человека. В ТГП активно используются такие философские категории как сущность, форма, содержание, целое, система и структура и др.)
- Политология(как наука о политике,политических процессах,политических нормах.Изучает политику шире(в т.ч. политические системы мира, политические партии нормы политической этики и т.д.), чем юридическая наука. ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений).
- Социология(более приближена к практике,т.к.это наука об обществе в целом,социальных процессах.Онарассматривает влияние разных социальных факторов на государство и право, которые не являются еѐ исключительным объектом изучения).
- Экономическая наука(развитие государственно-правовых явлений зависит от экономических факторов.ТГП определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)
- Герменевтика(наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры,используется вюриспруденции для изучения юридических текстов)
ТГП не имеет монополии на рассмотрение государства и права, но у неѐ есть свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Она делает акцент на юридических началах в функционировании государства и права.
Все юридические науки можно разделить на след.группы:
1. теоретико-исторические (ТГП, история государства и права, история полит.учений и др.)
2. отраслевые юридические науки ( гражданское право, уголовное право и др.)
3. прикладные (криминалистика, криминология, судебная медицина и др.)
4. организационные (судоустройство, организация нотариата, адвокатуры, прокуратуры и др.)
5. международные (МПП, МЧП, космическое право, морское право и др.)
По отношению ко всем юридическим дисциплинам ТГП выступает обобщающей наукой, имеющей направляющее знание. Разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками. По отношению к другим юридическим наукам ТГП является фундаментальной наукой, т.к. раскрывает отношения и связи государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются этими науками.
ТГП имеет методологическое значение для других наук, т.к. разрабатывает базовые концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые другими науками.
ТГП – исходная по отношению к другим юридическим наука, т.к. от уровня еѐ развития зависит состояние юриспруденции в целом.
Между ТГП и другими юрид. науками существует двустороння связь и взаимодействие.
Итак, ТГП – это наука общественная, политическая, обобщающая, исходная, фундаментальная и методологическая.
Функции ТГП как науки:
1. Гносеологическая– (изучение теории познания) –изучение и объяснение процессов,происходящих вгосударственно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития;
2. Онтологическая– (учение о бытии) –определение,что такое ГП,как и в силу каких причин они возникли,что они представляют собой в настоящий период и каково их будущее;
3. Эвритическая– (искусство нахождения истины,новых открытий) –открытие новых закномерностей вразвитии науки ГП;
4. Методологическая–выработка общей теорией познания государственно-правовых явлений,методов;
5. Идеологическая–разработка и формулирование основных идей и базовых концепций правовой политикгосударства;
6. Воспитательная–воспитывать уважение к праву,к закону,способствовать повышению правовой культуры;
7. Практически-организаторская–подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованиюдействующего законодательства, улучшению работы органов государства, укреплению правопорядка, выявлению противоречий и т.д.;
8. Прогностическая–формулирование прогнозов относительно развития не только отдельных государственно-правовых институтов ли актов, но и динамики преступности, дальнейшего развитися государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.