Новая классификация общественных наук. Место социологии в системе общественных наук.

Новая классификация общественных наук. Место социологии в системе общественных наук.

УДК (универсальная десятичная классификация) – система классификации информации, широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. В образовательных стандартах и нормативных актах России в разряде общественных наук упоминаются: Археология; История; Культурология; Лингвистика; Педагогика; Политология; Психология; Социальная и культурная антропология; Социально-экономическая география; Регионоведение; Социология; Право (Юриспруденция); Этнография; Философия; Экономика; Этика; Эстетика. Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Основные дидактические принципы обучения.

В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующиедидактические принципы:объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности (легко понять материал при всей его сложности); наглядности, разнообразия методов; активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Роли преподавателя социологии. Требования к преподавателю социологии (ученому, педагогу, оратору, организатору).

Основные требованияк оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей лекции, быть широко эрудированным в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным, ведущим всегда остаётся содержание лекции, её высокая идейность, научность, информативность, актуальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чём пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны - ему не поверят.

Интерактивные методы обучения социологии.

Функции контроля знаний.

Функции:Обучающая; Развивающая; Закрепляющая; Установление уровня знаний студента; Воспитательная. Основные требования, которым должен удовлетворяться контроль знаний:

планомерность - соответствие учебным планам специальности; систематичность означает неотъемлемую составную часть всего учебного процесса на протяжении всего времени обучения;

объективность - наличие научно обоснованных критериев деятельности студентов, преодоление субъективных установок преподавателя и установления общих принципов контрольного действия; экономность - оптимизация учебного времени, обеспечивающая объективный анализ работы и обстоятельную оценку в сравнительно небольшой срок; простота контроля - использование таких средств, которые были бы доступны и понятны как педагогу, так и студентам; обозримость контроля знаний - наглядность и гласность его результатов.

34. Зачёт и его функции. Организация проведения зачета по социологическим дисциплинам.

Зачёты - вид проверки и учёта знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические знания. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя со студентом. Завершаются записью в ведомости и в зачётной книжке студента, удостоверяющей выполнение определённой работы или овладение тем или иным разделом курса. Общие признаки зачётной формы проверки знания: зачёты проводятся преимущественно для оценки знаний студентов по каким-либо крупным разделам теоретических курсов или же по предметам, в которых преобладает практическое знание, формируются определённые профессиональные навыки и умения; зачёты служат для проверки и принятия курсовых работ и различного рода практик; зачётная оценка является, как правило, недифференцированной; зачёты обычно имеют индивидуальный характер и проводятся как в устной, так и в письменной форме; зачёты могут проводиться либо одновременно со всей группой по расписанию, либо в течение некоторого периода времени путём организации нескольких коллоквиумов, цикла письменных работ, рейтинговой формы контроля знаний. Функции зачёта: обучающая, воспитательная, организующая, систематизирующая, развивающая, методическая. Варианты организации опроса на зачёте: устный и письменный; индивидуальный и коллективный; одноразовый и многоразовый; имеющий теоретический и практический характер; реальный опрос или автоматический зачёт. Методические требования к организации зачёта по социологии: В аудитории находится либо несколько студентов, либо группа в полном составе. Имеется перечень вопросов к зачёту, утвержденный зав. кафедрой. Если в течение семестра студент справился со всеми видами работ, то ему зачёт может быть поставлен автоматически. Зачёт по социологическим дисциплинам оценивает не столько способности студента к запоминанию изучаемого материала, сколько умение критически осмыслить полученную информацию и самостоятельно применить её к тем или иным практическим ситуациям. В ходе зачёта преподаватель не только заслушивает ответ и определяет его качество, но должен и аргументировать незнание студента. Итоговая оценка на зачёте складывается из трех частей. Первая часть - это баллы аттестации (от 0 до 10). Вторая часть - баллы за работу студента после аттестации (от 0 до 10). Третья часть итоговой оценки составляют баллы, набранные студентом непосредственно на зачёте.

35. Экзамен по социологии. Критерии оценки знаний студентов.

Экзамен - итоговая форма оценки знаний. Вопросы к экзамену составляются преподавателем, ведущим дисциплину, обсуждаются на кафедре и утверждаются заведующим кафедрой. Студенты получают вопросы в виде списка, но не в виде билетов. Каждый билет заверяется преподавателем или заведующим кафедрой и заверяется печатью факультета. Билеты хранятся на кафедре и используются во время сессии или пересдач студентами задолженностей. Во время экзамена в аудитории допускается не более 4 студентов. На итоговом междисциплинарном экзамене по социологии перед каждым студентом должна находиться утвержденная программа. Для специалистов в билет возможно включение 3-х вопросов: первые два по общепрофессиональным дисциплинам и 1 по дисциплине специализации. Итоговая проверка знаний студентов в виде экзамена традиционно связана с четырех балльной оценкой, т.к. эти оценки идут в приложение к диплому. Традиционная 4-х балльная оценка знаний студентов на экзамене: Балл «5» ставится за знания, когда: а) студент освоил весь объем программного материала; б) выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответе на видоизмененные вопросы; в) свободно применяет полученные знания на практике; г) не допускает ошибок в воспроизведении изученного. Балл «4» ставится тогда, когда: а) студент знает весь изученный материал; б) отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; в) умеет применять полученные знания на практике; г) в устных ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя. Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений. Балл «3» ставится за знания, когда: а) студент усвоил основной материал, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя; б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, которые лишь сочетаются с элементами научных понятий. Балл «2» ставится тогда, когда у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все, же большая часть материала не усвоена.

36. Итоговый комплексный экзамен по социологии. Организация. Критерии оценки знаний студентов.

Экзамен - итоговая форма оценки знаний. Вопросы к экзамену составляются преподавателем, ведущим дисциплину, обсуждаются на кафедре и утверждаются заведующим кафедрой. Студенты получают вопросы в виде списка, но не в виде билетов. Билеты они впервые видят только на экзамене. Каждый билет заверяется преподавателем или заведующим кафедрой и заверяется печатью факультета. Билеты хранятся на кафедре и используются во время сессии или пересдач студентами задолженностей. Стандартный билет выглядит так: Во время экзамена в аудитории допускается не более 4 студентов. Если речь идет об итоговом междисциплинарном экзамене по социологии, то во время этого экзамена перед каждым студентом должна находиться утвержденная программа. Для специалистов в билет возможно включение 3-х вопросов: первые два по общепрофессиональным дисциплинам и 1 по дисциплине специализации. В состав итоговой государственной комиссии входят представители внешних вузов, авторитетные профессора, специализирующиеся в этой области. Дополнительные вопросы задаются в рамках билета. Итоговая проверка знаний студентов в виде экзамена традиционно связана с четырехбалльной оценкой, т.к. эти оценки идут в приложение к диплому. Поэтому здесь необходимы четкие формальные требования, определяющие значимость того или иного балла. В методической литературе эти требования определены. Балл «5» ставится за знания, когда: а) студент освоил весь объем программного материала; б) выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответе на видоизмененные вопросы; в) свободно применяет полученные знания на практике; г) не допускает ошибок в воспроизведении изученного. Балл «4» ставится тогда, когда: а) студент знает весь изученный материал; б) отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; в) умеет применять полученные знания на практике; г) в устных ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя. Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений. Балл «3» ставится за знания, когда: а) студент усвоил основной материал, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя; б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, которые лишь сочетаются с элементами научных понятий. Балл «2» ставится тогда, когда у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена. Применение этих критериев при проверке и оценке знаний требует от преподавателя определённого умения, педагогического такта, преодоления субъективных предубеждений и стремления к максимальной объективности, для чего и необходима стандартизация и соответствующая методическая литература. По крайней мере, необходимо хотя бы унифицировать вопросы к зачёту по социологии с тем, чтобы чётко определить объём знаний по этой дисциплине.

Новая классификация общественных наук. Место социологии в системе общественных наук.

УДК (универсальная десятичная классификация) – система классификации информации, широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. В образовательных стандартах и нормативных актах России в разряде общественных наук упоминаются: Археология; История; Культурология; Лингвистика; Педагогика; Политология; Психология; Социальная и культурная антропология; Социально-экономическая география; Регионоведение; Социология; Право (Юриспруденция); Этнография; Философия; Экономика; Этика; Эстетика. Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Наши рекомендации