Выборы в системе государственной власти.

Выборы в системе государственной власти.

Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо государственных или общественных (в том числе партийных) функций.

Демократия – режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов. Свободные и демократические выборы возможны при следующих условиях:

1) их альтернативности (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов);

2) свободы (правовой и информационной) проведения избирательной кампании;

3) свободы волеизъявления избирателей.

Обязательные элементы процедуры выборов:

– назначение выборов и даты их проведения;

– определение избирательных округов и избирательных участков;

– создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых);

– составление списков избирателей;

– выдвижение и регистрация кандидатов;

– проведение предвыборной агитации;

– голосование;

– подсчет голосов;

– обнародование результатов голосования;

– проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования;

– контроль подсчета голосов;

– связь со СМИ;

– юридическое сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах;

– обеспечение явки избирателей для голосования.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.

Избирательное право – неотъемлемое право граждан участвовать в формировании выборных органов государства. Активное избирательное право – право избирать, право голоса, дающее возможность участвовать в выборах и референдумах.

Пассивное избирательное право – право быть избранным. Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы – это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти; референдум же – механизм прямой демократии, т. е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон – партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов виборов.

Типы избирательных систем

Существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная. При мажоритарной (от франц. majorite – большинство) системе представительства избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства (Франция) и относительного большинства (США, Великобритания, Мексика). Абсолютное большинство – 50 % + 1 голос; относительное – превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности.

Квалифицированное большинство – три четвертых от общего числа избирателей. На места кандидатов, не получивших большинства, назначаются перевыборы, как правило, уже на основе относительного большинства, в списке остаются только два первых кандидата.

стем: пропорциональная и мажоритарная. При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов (например, в Италии, России). Большинство стран используют избирательные системы либо комбинированно (для второго тура), либо параллельно: выборы одних органов, например парламента, проходят по одной системе, а местных органов власти – по другой. В России, например, 50 % депутатов Государственной Думы (225 человек) избираются по пропорциональной системе, а другие 50 % депутатов (225) – по мажоритарной системе. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель должен выбирать не между отдельными кандидатами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за целый список кандидатов, из которого ему известны лишь лидеры. Также существует еще смешанная.

42.Основные засады идеологии либерализма

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной.

Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности.

Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве. Основные принципы либерализма:

– права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства;

– разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

– существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество);

– оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов;

– равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.

С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма.

Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем.

Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма:

– ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений;

– государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека;

– необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе.

28.Функции гражданского общества. Основная функция гражданского общества — наиболее пол­ное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиоз­ные объединения граждан призваны содействовать всесто­ронней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции граждан­ское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту част­ных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создают­ся и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демокра­тических органов государства, всей его политической сис­темы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и ре­ферендумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании обще­ственного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед че­ловека, равный доступ к участию в государственных и обще­ственных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санк­циями, с помощью которых может заставить индивиды со­блюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуника­ционную функцию. В демократическом обществе проявля­ется многообразие интересов. Широчайший спектр этих ин­тересов является результатом тех свобод, которыми распо­лагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономи­ческого плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государст­венная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конк­ретных интересах граждан, удовлетворение которых возмож­но лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно со­здает прочные структуры, на которых держится вся обще­ственная жизнь. В сложные исторические периоды (вой­ны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

Одной из функций гражданского общества является так­же обеспечение некоторого минимального уровня необходи­мых средств к существованию всем членам общества, осо­бенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Воплощая ценностно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Сочетая ценностную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии М.:Аспект пресс, 2000. С 259.

Политической культуре, как и любой другой науке, свойственны определенные функции:

ориентации - понимание индивидом собственных возможностей для решения задач в сфере своих прав и свобод в конкретной политической ситуации. Характеризует влечение человека к смысловому отображению политических явлений и феноменов;

идентификации - реализует постоянную потребность индивида быть включенным в какую-либо группу, а также наиболее приемлемые способы отстаивания в этой группе своих интересов;

программирования (предписания) - служит для расстановки своеобразных приоритетов в области ориентаций, представлений и норм. Задает вектор и границы конструктивного поведения индивида;

социализации - развивает определенные навыки и умения у индивида, которые он использует для реализации своих прав и интересов при различных системах власти;

адаптации - выражает необходимость индивида подстраиваться под изменения в политической сфере, чтобы осуществлять свои функции и права;

Интеграции - обеспечивает возможность сосуществования и симбиоза различных групп в пределах одной властной системы, а также сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

22. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — система пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанная на том, чтобы каждая партия или движение получали в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за их кандидатов на выборах. В РФ это система определения результатов голосования, применяемая при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. П.и.с. используется там, где количество мест, получаемых политической партией либо движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабах страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы.

В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом: 1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой); 2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

Избирательные технологии

Избирательные технологии – явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом – комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании. Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.

Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии: сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников; оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы; непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов; планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.

Сбор и оценка информации, проводимые с помощью обследования общественного мнения, позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями После сбора и оценки информации проводится разработка самой стратегии:выявляется адресная группа, к которой будут обращены призывы (если есть точное знание тех, к кому обращается кандидат, то известно и то, что и как сказать);определяется ключевая проблема, вокруг которой будет разворачиваться кампания. Формулируются цели кампании, так как без четкого осознания того, чего кандидат хочет добиться в ходе кампании, не может быть и стратегии. вырабатывается стратегия, суть которой заключается в том, чтобы, учитывая слабые стороны соперника, максимально раскрыть свои преимущества. Для этого применяется реклама своей позитивной программы; оборона своих уязвимых мест; разоблачение недостатков соперников. После того как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который входит сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции. Кроме того, составляется план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуще-ствлять

Выборы в системе государственной власти.

Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо государственных или общественных (в том числе партийных) функций.

Демократия – режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов. Свободные и демократические выборы возможны при следующих условиях:

1) их альтернативности (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов);

2) свободы (правовой и информационной) проведения избирательной кампании;

3) свободы волеизъявления избирателей.

Обязательные элементы процедуры выборов:

– назначение выборов и даты их проведения;

– определение избирательных округов и избирательных участков;

– создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых);

– составление списков избирателей;

– выдвижение и регистрация кандидатов;

– проведение предвыборной агитации;

– голосование;

– подсчет голосов;

– обнародование результатов голосования;

– проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования;

– контроль подсчета голосов;

– связь со СМИ;

– юридическое сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах;

– обеспечение явки избирателей для голосования.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.

Избирательное право – неотъемлемое право граждан участвовать в формировании выборных органов государства. Активное избирательное право – право избирать, право голоса, дающее возможность участвовать в выборах и референдумах.

Пассивное избирательное право – право быть избранным. Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы – это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти; референдум же – механизм прямой демократии, т. е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон – партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов виборов.

Типы избирательных систем

Существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная. При мажоритарной (от франц. majorite – большинство) системе представительства избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства (Франция) и относительного большинства (США, Великобритания, Мексика). Абсолютное большинство – 50 % + 1 голос; относительное – превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности.

Квалифицированное большинство – три четвертых от общего числа избирателей. На места кандидатов, не получивших большинства, назначаются перевыборы, как правило, уже на основе относительного большинства, в списке остаются только два первых кандидата.

стем: пропорциональная и мажоритарная. При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов (например, в Италии, России). Большинство стран используют избирательные системы либо комбинированно (для второго тура), либо параллельно: выборы одних органов, например парламента, проходят по одной системе, а местных органов власти – по другой. В России, например, 50 % депутатов Государственной Думы (225 человек) избираются по пропорциональной системе, а другие 50 % депутатов (225) – по мажоритарной системе. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель должен выбирать не между отдельными кандидатами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за целый список кандидатов, из которого ему известны лишь лидеры. Также существует еще смешанная.

42.Основные засады идеологии либерализма

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной.

Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности.

Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве. Основные принципы либерализма:

– права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства;

– разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

– существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество);

– оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов;

– равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.

С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма.

Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем.

Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма:

– ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений;

– государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека;

– необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе.

28.Функции гражданского общества. Основная функция гражданского общества — наиболее пол­ное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиоз­ные объединения граждан призваны содействовать всесто­ронней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции граждан­ское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту част­ных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создают­ся и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демокра­тических органов государства, всей его политической сис­темы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и ре­ферендумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании обще­ственного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед че­ловека, равный доступ к участию в государственных и обще­ственных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санк­циями, с помощью которых может заставить индивиды со­блюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуника­ционную функцию. В демократическом обществе проявля­ется многообразие интересов. Широчайший спектр этих ин­тересов является результатом тех свобод, которыми распо­лагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономи­ческого плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государст­венная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конк­ретных интересах граждан, удовлетворение которых возмож­но лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно со­здает прочные структуры, на которых держится вся обще­ственная жизнь. В сложные исторические периоды (вой­ны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

Одной из функций гражданского общества является так­же обеспечение некоторого минимального уровня необходи­мых средств к существованию всем членам общества, осо­бенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Наши рекомендации