Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Пояснение.

Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом.

Все остальные качества присутствуют и у человека и у животных.

Правильный ответ: 3.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

2.О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

1) в самоконтроле

2) в самореализации

3) в самопознании

4) во власти

Пояснение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть САМОРЕАЛИЗАЦИЯ). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Правильный ответ: 2.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1304.

3.Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в...

1) самореализации

2) самосохранении

3) дыхании

4) питании

Пояснение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самореализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1305.

4.И человек, и животное

1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

Пояснение.

Общее и для человека и для животного — забота о потомстве.

Все остальные качества присущи только человеку.

Правильный ответ: 3.

5.Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1) личность

2) темперамент

3) индивид

4) талант

Пояснение.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1312.

6.Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?

1) мастерство

2) задатки

3) гениальность

4) талант

Пояснение.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Мастерство — искусство; мастер; совершенство изобразительной формы; творчество; техника искусства; художественное творчество.

Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной творческой деятельности

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Правильный ответ: 2.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.

7.Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество

3) компромисс

4) сотрудничество

Пояснение.

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

2. Избегание — уход от конфликтной ситуации.

3. Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

4. Соперничество — активное противостояние другой стороне.

5. Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.

8.Для обо­зна­че­ния совокупности со­ци­аль­но значимых ка­честв человека тра­ди­ци­он­но используют понятие...

1) индивид

2) талант

3) способности

4) личность

Пояснение.

Личность — об­ще­жи­тей­ский и на­уч­ный термин, обозначающий: 1) че­ло­ве­че­ско­го индивида как субъ­ек­та отношений и со­зна­тель­ной деятельности (лицо, в ши­ро­ком смысле слова) или 2) устой­чи­вую систему социально-значимых черт.

Способности, ин­ди­ви­ду­аль­ные особенности личности, яв­ля­ю­щи­е­ся субъективными усло­ви­я­ми успешного осу­ществ­ле­ния определённого рода деятельности.

Индивид — от­дель­ный человек как со­ци­аль­ное существо, яв­ля­ю­ще­е­ся чем-то большим, чем со­че­та­ние врождённых качеств.

Талант — вы­со­кий уровень раз­ви­тия способностей, про­яв­ля­ю­щих­ся в твор­че­ских достижениях, важ­ных в кон­тек­сте развития культуры.

Правильный ответ: 4.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

9.Получение новой ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире яв­ля­ет­ся главной целью деятельности...

1) практической

2) художественной

3) трудовой

4) познавательной

Пояснение.

Существуют три ос­нов­ных вида деятельности: трудовая, познавательная, игровая. По­лу­че­ние новой ин­фор­ма­ции — это глав­ная задача про­цес­са познания.

Пра­виль­ный ответ: 4.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1326.

10.Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, учёные обозначают понятием...

1) творчество

2) социальная роль

3) общение

4) развитие

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1330.

11.Что относится к точным наукам?

1) математика

2) физика

3) биология

4) история

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 1.

12.Что является отличительным признаком морали?

1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 2.

13.Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

4) физика

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 3.

14.Что является отличительной чертой науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) стремление к достижению объективной истины

3) воздействие на эмоции людей

4) образное отражение идей автора

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 4.

15.Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

1) музей

2) театр

3) архив

4) фонд культуры

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 5.

16.Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 6.

17.Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

1) библиотеки

2) музея

3) архива

4) галереи

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 7.

18.К категориям нравственности относятся понятия...

1) честь и достоинство

2) комфорт и удобства

3) природа и культура

4) здоровье и успех

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 8.

19.Что относится к гуманитарным наукам?

1) история

2) физика

3) химия

4) математика

20.Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

Задание 3 № 375

21.Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан;

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона;

3) голосование за кандидатов на государственные должности;

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

Черты сходства Черты различия
       
       

Задание 21 № 145

Пояснение.

Сходства: 1); 4).

Отличия: 2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона (только на референдуме); 3) голосование за кандидатов на государственные должности (только на выборах).

Правильный ответ: 1423.

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Уровень образования и использование Интернета в качестве источника информации неразрывно связаны.

2) За последнее десятилетие существенно снизилась роль радио как источника информации.

3) С ростом образования снижается значение такого источника информации, как рассказы родственников и друзей.

4) Среди печатных изданий наибольшим спросом пользуются ежедневные газеты и еженедельники.

5) В ближайшие годы число тех, кто использует Интернет в качестве источника информации, возрастет во всех слоях населения.

Пояснение.

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя резуль­таты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Правильный ответ: 112.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26—31.

Сознание и деятельность

Формирование самосознания идет параллельно общему эмоциональному и умственному развитию ребенка, но его необходимая предпосылка — взаимодействие ребенка со взрослыми, которые не только удовлетворяют его жизненные потребности, но и приучают к игре, вырабатывая у него определенное отношение к предметам внешнего мира и к самому себе.

Самоощущения ребенка сами по себе не могут сложиться в сколько-нибудь цельный и последовательный «образ Я». Главным источником информации о себе и о других служат для ребенка взрослые, которые в буквальном смысле слова «определяют», кто он. Они дают ребенку собственное имя и приучают откликаться на него, помогают осознать функции своего тела...

Самоузнавание в зеркале или на снимке предшествует овладению языком, но затем словесные названия, с помощью которых ребенок обозначает себя и других, становятся важнейшими средствами оформления его жизненного опыта в определенное единство. Личные местоимения появляются в жизни ребенка к концу второго года. До этого он говорит о себе в третьем лице. Процесс овладения местоимением «Я» сопряжен с определенными трудностями...

Ребенок не пассивно усваивает информацию о себе, сообщенную взрослыми. Он активно (хотя и не осознавая этого) формирует свой «образ Я» в процессе предметной деятельности и общения со сверстниками. Чрезвычайно важным психологическим механизмом этого является игра.

В игре в каждый данный момент маленький ребенок представляет себя кем-то другим. Часто сменяющиеся роли еще не складываются в определенную систему. По мере усложнения игровой деятельности круг его «значимых других» расширяется, а его отношения с ними становятся все более избирательными. Это требует и более сложной саморегуляции. Чтобы участвовать в коллективной игре, ребенок должен усвоить систему правил. Научиться сообразовывать свои действия с другими членами команды.

И.С. Кон

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. В чем автор видит роль взрослых в развитии самосознания ребенка? Приведите четыре положения.

28. В рассказе «Буква “Ты”» маленькая девочка упорно называет показываемую ей букву «я» «Ты» и читает слово «яблоко» как «тыблоко». Какой этап самопознания отражен в этом эпизоде? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

29. В тексте упоминается несколько видов деятельности, связанных с развитием самосознания ребенка. Укажите любые два из них. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любой, не упомянутый в тексте, вид деятельности. Укажите его характерную черту.

30. Автор пишет об усложнении с возрастом характера игровой деятельности ребенка. Укажите два проявления этого усложнения.

31. Существуют различные оценки роли игры в жизни взрослого человека. Согласно одной точке зрения склонность к игровой деятельности полезна для человека и ее нужно сохранять на протяжении жизни. Другая позиция: игра — удел детей, для взрослых нужны другие виды деятельности. Приведите по два аргумента в защиту той точки зрения, которая вам представляется более правильной.

Пояснение.

Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом.

Все остальные качества присутствуют и у человека и у животных.

Правильный ответ: 3.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

2.О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

1) в самоконтроле

2) в самореализации

3) в самопознании

4) во власти

Пояснение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть САМОРЕАЛИЗАЦИЯ). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Правильный ответ: 2.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1304.

3.Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в...

1) самореализации

2) самосохранении

3) дыхании

4) питании

Пояснение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самореализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1305.

4.И человек, и животное

1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

Пояснение.

Общее и для человека и для животного — забота о потомстве.

Все остальные качества присущи только человеку.

Правильный ответ: 3.

5.Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1) личность

2) темперамент

3) индивид

4) талант

Пояснение.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1312.

6.Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?

1) мастерство

2) задатки

3) гениальность

4) талант

Пояснение.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Мастерство — искусство; мастер; совершенство изобразительной формы; творчество; техника искусства; художественное творчество.

Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной творческой деятельности

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Правильный ответ: 2.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.

7.Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество

3) компромисс

4) сотрудничество

Пояснение.

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

2. Избегание — уход от конфликтной ситуации.

3. Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

4. Соперничество — активное противостояние другой стороне.

5. Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.

8.Для обо­зна­че­ния совокупности со­ци­аль­но значимых ка­честв человека тра­ди­ци­он­но используют понятие...

1) индивид

2) талант

3) способности

4) личность

Пояснение.

Личность — об­ще­жи­тей­ский и на­уч­ный термин, обозначающий: 1) че­ло­ве­че­ско­го индивида как субъ­ек­та отношений и со­зна­тель­ной деятельности (лицо, в ши­ро­ком смысле слова) или 2) устой­чи­вую систему социально-значимых черт.

Способности, ин­ди­ви­ду­аль­ные особенности личности, яв­ля­ю­щи­е­ся субъективными усло­ви­я­ми успешного осу­ществ­ле­ния определённого рода деятельности.

Индивид — от­дель­ный человек как со­ци­аль­ное существо, яв­ля­ю­ще­е­ся чем-то большим, чем со­че­та­ние врождённых качеств.

Талант — вы­со­кий уровень раз­ви­тия способностей, про­яв­ля­ю­щих­ся в твор­че­ских достижениях, важ­ных в кон­тек­сте развития культуры.

Правильный ответ: 4.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

9.Получение новой ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире яв­ля­ет­ся главной целью деятельности...

1) практической

2) художественной

3) трудовой

4) познавательной

Пояснение.

Существуют три ос­нов­ных вида деятельности: трудовая, познавательная, игровая. По­лу­че­ние новой ин­фор­ма­ции — это глав­ная задача про­цес­са познания.

Пра­виль­ный ответ: 4.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1326.

10.Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, учёные обозначают понятием...

1) творчество

2) социальная роль

3) общение

4) развитие

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1330.

11.Что относится к точным наукам?

1) математика

2) физика

3) биология

4) история

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 1.

12.Что является отличительным признаком морали?

1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 2.

13.Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

4) физика

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 3.

14.Что является отличительной чертой науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) стремление к достижению объективной истины

3) воздействие на эмоции людей

4) образное отражение идей автора

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 4.

15.Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

1) музей

2) театр

3) архив

4) фонд культуры

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 5.

16.Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 6.

17.Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

1) библиотеки

2) музея

3) архива

4) галереи

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 7.

18.К категориям нравственности относятся понятия...

1) честь и достоинство

2) комфорт и удобства

3) природа и культура

4) здоровье и успех

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва — 2013, ва­ри­ант 8.

19.Что относится к гуманитарным наукам?

1) история

2) физика

3) химия

4) математика

20.Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

Задание 3 № 375

21.Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан;

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона;

3) голосование за кандидатов на государственные должности;

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

Черты сходства Черты различия
       
       

Задание 21 № 145

Пояснение.

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Наши рекомендации