Тема 3. Индивидуальное и групповое политическое лидерство
Содержание темы:
Вопрос 1. Объективная необходимость и сущность лидерства как базового элемента групповой организации.
Вопрос 2. Основные ролевые функции и типологические характеристики индивидуального политического лидерства.
Вопрос 3. Роль и значение в общественной жизнедеятельности группового политического лидерства.
Вопрос 4. Типология и механизмы воспроизводства политической элиты и контрэлиты.
В результате успешного изучения темы Вы узнаете:
· какие объективные и субъективные факторы обусловливают необходимость лидерства как ключевого элемента структурирования групповой деятельности;
· как трактуется феномен лидерства в теории черт, и какими из них в качестве общеобязательных должен обладать человек, претендующий на занятие лидирующих позиций;
· что характерно для ситуационного подхода к лидерству, а также подхода с позиций бихевиоризма и определяемых им стилей лидерства;
· в чем заключается суть и ролевые функции индивидуального политического лидерства, и каковы его отличительные признаки и характеристики;
· на какие типы классифицируют политических лидеров по таким основаниям-критериям, как социальная природа авторитета, отношение к существующей политической системе и др.;
· каковы природа и функциональное предназначение политической элиты. Из каких субстрат она состоит, за счет каких слоев и каким образом воспроизводится;
· что происходит с элитой на так называемых крутых поворотах истории, и как ведет себя «новая элита» по отношению к ценностям и традициям «старой элиты»;
· чем характеризуется институт политического лидерства в современной России и что представляет собой «новая элита» в сравнении с советской номенклатурой.
и приобретете следующие компетенции:
· различать лидерство как реализацию личностных качеств и способностей человека, и лидерство как управленческих статус (формальное и неформальное лидерство);
· формулировать принципиальные различия между автократическим и демократическим лидерством через призму восприятия и отношения к «подвластным», привычной манеры поведения и пр.;
· соотносить понятие индивидуального политического лидерства в общенациональном масштабе с понятиями лидерства дистанционного и корпоративного;
· «рисовать» типологические портреты («типовые модели») лидеров-реформаторов и лидеров-революционеров, лидеров-прагматиков и лидеров-идеологов, лидеров-реалистов и лидеров-романтиков и т.д.;
· различать и соотносить такие понятия, как правящая элита и политический истэблишмент, властвующая элита и правящий класс, контрэлита и субэлита;
· видеть принципиальные различия в механизмах воспроизводства элит открытого и закрытого типов, равно как «плюсы» и «минусы» каждого из этих типов;
· определять эффективность (результативность) нынешней политической элиты в России, в том числе через призму тех ролей и функций, которые она играет в рыночном реформировании страны.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
Бюрократия –система управления обществом особым слоем людей, которые, выступая как носители публичной власти, обеспечивают функционирование государства и социальных институтов общества.
Вождизм – тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью.
Лидерство – существенный элемент структурирования и интеграции социальной общности, группы, предполагающий особое (ведущее) положение определенной личности по отношению к остальным членам, ее способность навязывать им свою волю.
Лидерство политическое –один из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанный с осуществлением властных полномочий - руководством и управлением.
Харизма -экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой.
Элита– высшие слои в системе социальной иерархии, сравнительно небольшие социальные группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее и привилегированное положение в различных областях политической, экономической и культурной жизни общества и осуществляющие функции управления остальной массой людей.
Обратите внимание:
На важность знания этой темы для приобретениянавыков самостоятельно анализировать отечественные реалия, складывающиеся на рынке политических лидеров. Имея в виду, что этот рынок явно перенасыщен («затоварен») политиками, мнящими себя не иначе как «Петрами I» и претендующими на самую высокую власть в системе, при явном дефиците действительно талантливых и ярких личностей. Прирожденных политиков, ориентированных на то, чтобы «послужить» не себе, а Отечеству. Политиков, воспринимающих власть не как награду в политической борьбе, а как бремя, тяжесть которого оправдывается лишь историческим честолюбием. Желанием записаться на ленту отечественной истории в качестве тех, кто сделал для России что-то хорошее.
Этот дефицит не означает, что земля российская оскудела политическими талантами. А обусловливается только тем, что все еще не сформировался и не действует отлаженный общественный механизм отбора и селекции «вождей». И народ пока что не научился выдвигать из своей среды достойных, а чаще всего выбирает тех, кого и без него назначили.
Сказанное в равной мере касается и новой политической элиты. В своем отношении к этой категории первостепенное значение имеет понимание того, что в нынешней России она на самом деле является элитой не новой, а старой. В том смысле, что в основной своей массе состоит из представителей прежней советской номенклатуры («крепких хозяйственников» и партийно-комсомольских вожаков), вовремя «подсуетившихся» и сменивших «пролетарские» лексические одежды на «демократические».
Наконец, усваивая тему, студент тем самым (и это тоже весьма существенно) усваивает все «нормативные» качества и требования к лидеру, необходимые для эффективного руководства людьми (управления персоналом), которые затем могут быть востребованы в рамках карьерного роста и занятия руководящих постов в организациях и на фирмах. Или же сфере публичной политики, на ниве активной общественной деятельности.