Вопрос Взаимодействие государства, права и экономики: основные модели взаимодействия

Взаимодействие государства, права и экономики – процесс, обусловленный развитием этих явлений, уровнем культуры, традиций страны и др.

Формируются несколько моделей этого взаимодействия.

Первая модель – полное или частичное отсутствие рыночных отношений. Признаки:

доминирование государственной собственности перед всеми иными формами;

превращение государства в монопольно хозяйствующего субъекта;

дотирование предприятий, организаций, коррекция их планов;

возникновение планового хозяйства, уменьшение роли договорных начал, «отключение» механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг;

ограничение преимущественно права публичной сферой, его идеологизация;

господство императивных методов управления, политика вводится в ранг права. Государственный контроль распространяется на размер производства, распределение ресурсов, организацию труда, зарплату, цену и т.д., т.е. на весь хозяйственный процесс;

закон часто подменяется подзаконными управленческими актами;

деятельность судов контролируется партийными органами и др.

Эта модель тотального вмешательства в экономику позволила, например, в СССР, быстро и беспрепятственно сконцентрировать необходимые ресурсы общества для решения крупных проблем: производство новейшего вооружения, освоения целинных земель, реализации космических проектов; сформировать ряд социальных гарантий (право на образование, здравоохранение, отдых и др.). Вместе с тем жесткая связь государства, права и экономики, детальная регламентация экономических процессов на всех уровнях способствовала возникновению застойных явлений, невостребованности инициативы, предприимчивости лиц, появлению «теневой» экономики и др. Под влиянием процессов, протекающих, прежде всего, в самом обществе, эта модель постепенно изживает себя.

Вторая модель характерна для этапа становления рыночных отношений.

Признаки:

утрата монополии государства в сфере гражданского оборота;

отход государственных структур от плановости в развитии экономики;

изменение характера взаимоотношений государственных органов и хозяйствующих субъектов в сторону партнерских;

ориентация на прибыль – основной фактор в партнерских отношениях;

«социальный контроль государства над экономикой с помощью законодательства, в том числе, и усиление роли налогов» (Т. Веблен, Дж. Гелбрайт);

возрастание роли, значения и числа отраслей частного права;

централизованное и децентрализованное регулирование экономики.

Воздействие государства и права на экономику проявляется в разработке концепции экономической политики, определении ее приоритетов. Речь идет о правовом обеспечении рыночных отношений, установлении правового статуса субъектов рыночных отношений, выработке социальной политики, создании условий для развития отечественного производителя, государственной защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и др. В работу государственного сектора все шире внедряются механизмы рыночных отношений и методы управления, используемые в частных компаниях. Необходимость такого воздействия обусловлена предупреждением экономических кризисов, профилактикой «теневой» экономики, протекционизмом и др.

Третья модель характерна для развитых рыночных отношений.

Признаки:

«разумное управление экономикой» (Р. Харрод, Дж. Кейнс): государство и рынок взаимно дополняют, обогащают и корректируют

друг друга;

• формирование государством экономической политики в масштабе страны;

• регулирование отношений собственности на основе законодательства;

• преобладание частной собственности над иными формами, раскрывающей «человеку художественную глубину хозяйственного процесса» (И.А. Ильин);

• осуществление контроля за безопасностью потребительских товаров;

• обеспечение незащищенных слоев населения гарантированным прожиточным минимумом;

• органическое сочетание административно-правовых методов с гражданско-правовыми методами воздействия на экономические отношения. Методы прямого государственного воздействия на экономику: заказы на поставку продукции, нормативные требования к качеству продукции, ограничения и запреты на выпуск ряда товаров и т.д. Методы косвенного воздействия реализуются посредством регулирования мотивации участников рынка: платежи за ресурсы, регулирование цен, экспорта и импорта и др.

Воздействие государства и права на экономику в этой модели происходит как на макро-, так и на микроуровнях. На макроуровне оно направлено на преодоление спада производства, инфляции, высокого уровня безработицы, дефицита бюджета и т.д. На микроуровне – на стимулирование инвестиционного климата, финансовую поддержку предпринимателей, мелкого бизнеса и другие цели. В зависимости от целей воздействия государства и права на экономику выделяют (В. Папава) разные виды регулирования:

социальное – жизнь, здоровье, образование граждан, предотвращение нарушений в сфере благосостояния населения, защита прав потребителя и т.д.;

административное – предпринимательская деятельность, торговые операции, управление финансами и налогами, занятостью населения, его обучением;

политическое – принятие антимонопольных мер, поддержка мелкого бизнеса, приоритетных отраслей экономики путем налогов и дотаций и др.

Государственное вмешательство в рыночные отношения ограничивается законами рынка в той мере, в какой сохраняется его способность оказывать решающее воздействие на развитие страны.

В России роль государства определяется:

неспособностью поддерживать только правовыми мерами исполнительную, финансовую, платежную и иные дисциплины;

незрелостью экономических отношений, неразвитостью рыночной инфраструктуры, несовершенством законодательной базы;

традициями и менталитетом народа, идеями патернализма.

Необходимость различных видов государственно-правового регулирования экономических отношений очевидна: уход государства из экономики вследствие приватизации государственного сектора, ликвидации государственного контроля над ценами и т.д. привел к провалам в реализации программ национального развития, обнищанию миллионов людей, криминализации экономики, подрыву безопасности государства и др.

Т.о. в кризисных ситуациях роль государственно-правового регулирования возрастает, в условиях стабильного развития экономики снижается.

Наши рекомендации