Запад и Восток в средние века.
В соответствии с законом неравномерности развития различных частей человечества в разные исторические эпохи до V в. до н.э. наблюдается доминирование Востока, до XVI-XVII вв. н.э. существовал евразийский культурно-экономический баланс, с XVII-XVIII вв. доминирует евроатлантическая цивилизация. Разумеется, указанная периодизация отражает лишь самую общую тенденцию, вектор развития истории. Нас же интересует сопоставительная характеристика Востока и Запада в средневековую эпоху. Изучение этого вопроса позволяет утверждать, что в данный период Восток все еще превосходил Запад по большинству количественных и многим качественным показателям развития, о чем свидетельствуют приводимые ниже данные таблиц динамики народонаселения и объема ВВП Запада и Востока в средние века:
От крушения Рима до сер.второго тысячелетия Европа была самым отсталым и бедным периферийным районом Евразии, боровшимся за собственное выживание. Наиболее высокий уровень благосостояния в этот период имел Китай, которому слегка уступал Ближний Восток, а Европа находилась на нижней ступени уровня жизни среди других цивилизаций.
В XV-XVI вв. начался очередной стремительный натиск мусульманского мира не только в бассейне Индийского океана, Центральной Азии и по Транссахарскому торговому пути: находящаяся в центре Евразии Османская империя, не удовлетворяясь ролью торгового посредника, претендовала на захват европейских земель.
Таблица 1.Динамика народонаселения в средние века(в млн. чел)
Дата | Весь мир | Европа | Азия | Африка | Китай | Индия | Япония | Англия | Франция | Португалия | Лондон | Нанкин, Пекин |
1 в. | ||||||||||||
3 в. | 7,5 | |||||||||||
4 в. | ||||||||||||
600 г. | ||||||||||||
1000 г. | ||||||||||||
1100 г. | ||||||||||||
1500 г. | 0,05 | |||||||||||
1600 г. | ||||||||||||
1650 г. | ||||||||||||
1700 г. |
Таблица 2.Соотношение населения и объема в мануфактурном и ремесленном производстве в 1500 г. (в процентах)
Цивилизация | % населения | % производства |
Дальневосточная-конфуцианская | 22,3 | 30-36 |
Индо-буддистская | 24,1 | 23-25 |
Арабо-мусульманская | 11,2 | 16-24 |
Восток | ||
Европа |
В результате предпринятых Европой контрмер на морях она превратилась в перекресток мировой торговли: на рубеже XV-XVI вв. она стала хозяйкой Атлантики, поставила под свой контроль Индийский океан, победа при Лепанто в 1571 г. ликвидировала морское преобладание турок в Средиземноморье. От Лепанто до Карловицкого мира 1683 г. установилось военно-стратегическое равновесие, означавшее крах претензий мусульманского мира на разгром Европы. В период 1683-1739 гг. Европа добивается установления военного превосходства над исламским миром. С 1739 г. ни одна восточная армия не смогла более нанести поражение европейцам.
С подрывом военной мощи Османской империи с миссионерским характером ее религии и волей к экспансии была предрешена судьба всех остальных восточных обществ. Безразличная к остальному миру и обращенная вовнутрь индо-буддистская цивилизация обладала слабой государственностью и была относительно легкой добычей европейских колонизаторов. Самодовлеющая китайская цивилизация еще в 1436 г. прекратила экспансию в Южных морях и начала отгораживаться от остального мира, а после завоевания Китая маньчжурами страна утвердилась в политике самоизоляции, неспособной защитить страну от грядущей западной экспансии на Дальнем Востоке.
Военное соревнование с Востоком Европа сумела выиграть благодаря собственным экономическим усилиям и ошибкам торгово-экономической политики стран Востока. Не имея достаточного количества ресурсов для самовыживания перед лицом враждебного мусульманского мира, Европа уже в XII-XV вв. добилась существенного прогресса в металлургии, механике, вооружении, применением водяной мельницы усовершенствовала текстильное и бумажное производство и в ХV в. стала широко экспортировать бумагу, оружие, шелк, стекло.
Победа при Лепанто сделала океаны "продолжением Европы", но Восток ограничивал объем торговли с ней политикой малых квот и монопольно высоких цен. Европа была вынуждена искать способы сокращения пассива своей убыточной, но необходимей ей торговли с Азией, объем которой вырос за 16-17 вв. в 15 раз. За восточное сырье Европа все больше стала расплачиваться готовой продукцией: так было положено начало превращению Востока в сырьевой придаток Запада в рамках складывающегося разделения труда в мировом рынке, чего на Востоке в позднесредневековую эпоху еще не осознавали. Однако 80-90% дефицита своей азиатский торговли Европа покрывала поставками туда до 30% получаемого из Америки золота и, особенно, серебра (за 1503-1650 гг. Европа получила из Нового Света 18444 т. серебра и 190 т. Золота). Стремясь уменьшить утечку драгоценных металлов на Восток, европейцы организовали производство продовольственных и технических с/х культур, альтернативное азиатским поставкам, и при этом 6олее дешевое. Результаты были впечатляющими:
- в 16 в. бразильский сахар вытеснил с европейского рынка сиро- египетский, а балтийская пшеница - арабское зерно;
- в 17 в. арабский лен, хлопок, рис, кофе и китайский чай также были вытеснены американским производством.
Таким образом, погоне за евро-американским золотом и серебром, Восток начал терять свои историко-природные преимущества перед Западом. Однако восточные правители и купцы продолжали диктовать условия торговли до серединыXIXв., поскольку стремительно развивавшийся европейский капитализм гораздо больше нуждался в азиатском сырье, чем натуральное хозяйство традиционного Востока в европейских товарах (даже Англия в середине XVIII в. 75% импорта из Индии вынуждена была оплачивать серебром, и только четверть его могла покрыть нужными Индии поставками товарного экспорта). Также еще долгое время сохранялся громадный разрыв в объеме ВНП двух регионов в пользу Востока (в 1750 г. он составлял 35 млрд. долл. по курсу 1960 г. против 112 млрд. долл. на Востоке, в 1800 г. - 47 млрд. долл. против 137 млрд. долл.).
Однако роль цивилизаций определяется не столько валовыми материальными показателями, сколько нематериальными качественными показателями развития: динамизмом, жизненной силой, перспективой... С этой точки зрения 1,5 тыс. лет, именуемых средневековьем, Европа и Восток использовали по разному.
За указанный период Европа сумела преодолеть свое периферийное положение отсталой окраины Евразии, совершив социальную, техническую, географическую (ВГО) и интеллектуальную революции. В результате сложилась новая западноевропейская цивилизация с современным обществом, основанным на отношениях экономической (взаимо)зависимости лично свободных людей и ориентации на развитие; и капитализм как самонастраивающаяся общественная система, ориентированная на поступательный самоподдерживающийся рост на базе технического прогресса, частной собственности и рыночных механизмов регулирования хозяйства (определение по В.А.Зарину). Внешним проявлением исторической эффективности избранного Европой пути развития стала сначала поэтапная ликвидация ею разрыва с Востоком в военной мощи в XVI в., а затем по уровню жизни в XVIII в. (в 1750 г. годовой доход на душу населения в обоих регионах сравнялся на уровне 190 ам. долл. по курсу 1960 г.). С к. XVIII в. Европа стремительно отрывается по этому показателю от природно гораздо более богатого Востока. Характерная для западного пути развития сильная частнособственническая тенденция, окончательно восторжествовавшая на рубеже средневековья и Нового времени, обусловила жизнестойкость западноевропейской цивилизации, способной критически-позитивно воспринимать свои и чужие новации как источник собственного развития.
В противоположность Европе на средневековом Востоке не было радикальных качественных структурных преобразований. Стабильность восточного общества обеспечивалась посредством отторжения своих и чужих новаций как деструктивных по отношению к существующей системе. Как и в древности, средневековое восточное общество оставалось традиционным, т.е. основанным на внеэкономическом принуждении лично зависимых людей и стремлении к стабильности посредством культурной ориентации в прошлое. Взавершающих средневековье XVI-XVII вв. даже происходило укрепление традиционных структур АСП в рамках новой волны политической централизации после периода политической раздробленности XIV-XV вв. (Османы, Сефевиды, Моголы, Цини, Токугава).
Вывод:- в средние века Восток сохранил внушительный валовый материальный перевес над Западом. Но Запад уже захватил историческую инициативу в свои руки благодаря превосходству качественных характеристик современного европейского общества над традиционным восточным в социально-экономической, политической, военной и духовной сферах.
Сопоставительное изучение средневековой истории Востока и Запада ставит множество проблем и вопросов "почему?":
- почему, имея лучшую одежду (шелк), лучшую посуду (фарфор), лучшую пищу (рис), лучшие ремесла, большее население, сказочные сокровища, Восток в конце средневековья стал уступать Западу?
- почему изобретатели пороха не имели сильных армий, изобретатели компаса не преуспели в мореплавании, основатели книгопечатания не имели общественного мнения, накопители сокровищ не сумели превратить их в капитал, наличие природных ресурсов не сопровождалось развитием предпринимательства? А полунищая бедная ресурсами Европа смогла бросить вызов Востоку? Ответ на эти и другие вопросы, в сопоставлении с европейским опытом развития, дает интереснейшая и поучительная история Востока в средние века.
1. Вопросы и задания для самопроверки:
- Назовите 5 периодов истории средневекового Востока.
- Дайте определение термину «Средние века».
- Что значит Великий шелковый путь?
- В чем заключена идея воинского этикета самураев в Японии?
- Составьте таблицу завоевательных походов Арабского Халифата в V-
XIвв. н.э.
№ П.п. | III периода завоевания(вторжения) | Территория | Завершение завоеваний |
I. | |||
II. | |||
III. | |||
Карательные акции в Закавказье | |||
Темы для презентаций-сообщений:
1. Религии Китая;
2. Великий шелковый путь;
3. Воинская этика самураев;
4. Арабские завоевания.
4.Занятие №12.Тема 4.2. Общество Древней Руси. Древнерусская культура.
1. Система управления;
2. Владимир Мономах;
3. Специфика славянской культуры;
4. Архитектура и изобразительное искусство;
5. Литература.
Системауправления.
Центральное место в системе управления Русским государством занимал князь. Он был главным правителем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным областям киевский князь рассылал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев.Князь Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Так возникла Боярская дума.
При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрастала.
Вече центральных городов отдельных земель стало призывать на правление и изгонять князей. Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества. В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины— передававших по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования слоя бояр-вотчинников. Предполагается, что значительная (а возможно, и подавляющая) часть боярства происходила из среды местной племенной знати. На землях бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях их работы на него), закупы (трудившихся за долг — купу — взятый у землевладельца). Споры среди исследователей вызывает истолкование социального статуса смердов. Некоторые считают, что это название лично свободных крестьян, другие полагают, что они находились в зависимости от землевладельцев. Очевидно, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона. Основная масса сельского населения Руси называлась людьми. Они жили вне вотчин и несли повинности только в пользу государства.
В самом приниженном положении находись холопы ~ рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распространена торговля рабами: захваченных в плен русские князья продавали в Византию, восточные страны. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Великий князь Владимир Святославич умер в 10!5 г. Между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Приемный сын Владимира Святополк (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. В борьбе за киевское княжение Святополк опирался па помощь польского короля и все же он потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника — брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь. Ярослав пел частые войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. Под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих стран. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) священников первого митрополита из русских — Илариона.
Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая Часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси. Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил государство между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.
При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение различных слоен населения, а также наказания за преступления.
С 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запал.
2. Владимир Мономах.
В холе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел Переяславки князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича. Он явился инициатором проведения съездов князей, на которых были предприняты попытки урегулирования меж княжеские отношений и сохранения единства Руси перед липом половцев.
Особенно важными стали решения съезда в Любеке в 1097 г. На нем определили, что князья становятся наследственными владельцами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчиму свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора, так как считался владением старшего в ролу- По мере разветвления княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно.
В Любеке было решено совместно выступать против половцев. В начале ХН в. Владимир Мономах не раз добивался организации общерусских походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений. Особенно крупными были походы I 10З ч 1111 гг., когда дружины князей 1ромилп поселения половцев далеко от границ Руси. В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием как среди других князей, так и » самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков. На вече киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу кростовщикам. В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами. Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей страны.
Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал старший сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. ему удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако после 1132 г. остановить распад Руси стало уже невозможно.
3.Специфика славянской культуры;
Условия развитиякультуры.Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После принятия христианства на смену ему пришло другое, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась жизнь после смерти. В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица. Через христианство на Руси были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных славянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и современных Руси (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру. Письменность и литература. Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной.
Древнейшая письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамоты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свидетельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях. Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о разрозненных остатках этих книг: большинство их погибло в последующие годы. Первым из русских писателей считается митрополит Идарион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся мнение не подтверждается научными данными. Нестор был автором « Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходится с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «Повесть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в. Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими Философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Философско-религиозные искания отразились в таких известныхпроизведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника "Др.
Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это народные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями.
4.Архитектура и изобразительное искусство.
Первые каменные христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Однако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.
В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасныУспенский и Дмитриевский соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгородской архитектуре, архитектуре других земель.Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.Художественное творчество Древней Руси представлено фресками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние византийского искусства.
5.Литература.
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. О нем уже шла речь. Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.
Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, Широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья.
В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».
Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь — до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан». И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы. XII — начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя. Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию. В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные н светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры. Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес, венецианцы, немцы, греки — все они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы. А ведь эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в период самой большой политической раздробленности страны.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Кто из правителей Др. Руси являлся инициатором съезда князей?
2. Древнейший из сохранившихся соборов Др. Руси? В городе, какого государства находится?
3. Перечислите категорий зависимого населения в Древней Руси.
4. Составьте таблицу древнерусских литературных произведений.
№ П.п. | Произведение | Автор | Период создания | Краткое содержание |
Темы для презентаций-сообщений:
1. Киевская Русь;
2. Архитектура древней Руси;
3. Литературные памятники древней Руси;
4. Древнерусские княжества.
5.Занятие № 15. Тема 4.5.Восточные славяне в VI-VII вв. Крещение Киевской Руси.
1. Возникновение славянского государства;
2. I- е русские князья;
3. Русь и кочевники;
4. Крещение Руси.
1.Возникновение славянского государства;
С VI в.славянские племена расселились по обширным землям Центральной и Восточной Европы. В ходе этого расселения славяне разделись на три ветви — западных, южных и восточных. В IX в. складывается первое государство восточных славян — Русь. Историки Называют это государство Древней или Киевской Русью, а восточных славян периода существования Руси — древнерусской народностью.
Восточные славяне заселили лесные и лесостепные зоны по .„берегам реки Днепр и его притоков, в верховьях Западной Двины. Волги, Оки. Здесь славяне довольно быстро смешались с малочисленными и находившимися на более низкой ступени развития финно-угорскими и болгарскими племенами. Славяне издавна вели оседлый образ жизни, а главным их заявлялось земледелие. Первоначально у восточных славян Преобладало подсечно-огневое земледелие, связанное с совместным Трудом всех членов общины и дававшее сравнительно хорошие урожаи. Высокого уровня достигло у ряда племен ремесло, в том Числе изготовление изделий из железа.Южные черноземные области среднего Приднепровья и прилегающие к нему районы являлись наиболее благоприятными для «развития хозяйства. Однако здесь соседями славян были воинственные кочевые племена Северного Причерноморья, которые ;Часто совершали набеги на славян. В VII—VIII вв. у одного из ;;этих народов — хазар возникло государство — каганат. В зависимости.от Хазарского каганата попала южная часть восточных славян.
На севере у восточных славян наряду с земледелием, скотоводством и ремеслом существенноезначение имели охота (особенно на пушного зверя), бортничество (сбор мела и воска лестных пчел), другие промыслы. Развивались обмен и торговля.
Предпосылки зарождения государственности.Развитие хозяйства вело к переменам в жизни восточных славян. В течение тысячелетий основной ячейкой общества являласьобщина. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени , решались на вече — собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья) военныепредводители.
Совершенствование хозяйства приводит к появлению социального и имущественного неравенства внутри общин и племен. Возрастает значение князей. Вокруг князя объединяются все соплеменники для зашиты своих земель н для походов в чужие края с целью обогащения. Племена объединяются в союзы. У восточных славян известно более десяти таких союзов племен: поляне, древляне, дреговичи, волыняне, северяне, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, ильменские славяне, уличи, тиверцы н т.д.
Возникновение государстваРусь. Варяжская проблема.
По мере исчезновения равенства внутри племен и между племенами, усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая бы стояла над обществом и регулировала отношения в нем. Кроме того, необходимость в такой силе вызывалась и потребностями, возникавшими при взаимоотношениях с соседними народами. Такой си