Политическая ситуация (глава региона, его взаимоотношения с легислатурой, партийный состав последней, элиты).

Игорь Анатольевич Орлов – губернатор Архангельской области с 3 февраля 2012 года.

Архангельское областное Собрание депутатов состоит из 62 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по смешанной избирательной системе. Последние выборы состоялись в сентябре 2013 года.

ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ФРАКЦИИ)

в Архангельском областном Собрании депутатов шестого созыва

Единая Россия – 44, КПРФ – 6, ЛДПР – 4, Родина – 2, Справедливая Россия – 2, беспартийные – 2.

В течение 10 лет, с весны 2004 года, политическая элита Архангельской области жила в условиях непрекращающегося раскола, ставшего следствием неожиданной победы бизнесмена Николая Киселёва на губернаторских выборах. Политики, чиновники и бизнесмены, составлявшие опору проигравшего выборы главы региона Анатолия Ефремова, сумели сохранить контроль над областным депутатским корпусом и, в ожидании реванша и «своего» губернатора, вполне успешно вставляли палки в колёса и без того не слишком эффективной исполнительной власти.

«Проверенная информация из кремлёвских источников» о скорой и неминуемой отставке «слабого и случайно занявшего губернаторское кресло» Киселёва курсировала среди регионального истеблишмента практически непрерывно. В борьбе энергично участвовали и многие главы городов и районов области, а социально-экономическая ситуация в регионе стремительно ухудшалась, при том, что «нулевые годы» для России в целом были благополучными.

Несмотря на обнародование видео, на котором человек, похожий на главу Поморья, пинцетом перебирал денежные купюры, Николай Киселёв свою должность покинул только после окончания положенного срока полномочий. На его место пришел хитроумный экс-мэр Якутска Илья Михальчук, в результате чего межэлитный конфликт продолжился с утроенной силой.

Инициативы «якутов» по освоению всего и вся вызывали настоящую панику среди местных элит,явно уступавших приезжей команде в московских связях, специфическом опыте и быстроте реакции. Конфликт между приезжими и местными вполне предсказуемо привёл осенью 2011 года к крайне неудачным результатам «Единой России» в Поморье на думских выборах. Информация «из Кремля» об отставке Михальчука тоже циркулировала постоянно, однако свой срок полномочий он полностью отработал, оставив Архангельскую область в состоянии экономического, финансового и политического кризиса.

Сменивший его выходец из «оборонки» Игорь Орлов за 3 года во главе региона показал себя чрезвычайно жёстким управленцем-технократом, который учёл ошибки предшественников. Допустив в начале своего губернаторского срока ряд аппаратных и политических промахов, в итоге он сумел совладать с оппозиционностью местных элит и выровнял ушедшую при его предшественнике в крутое пике экономику Архангельской области.

При этом Орлов продемонстрировал неожиданное для его весьма небольшого политического опыта умение выстраивать отношения с ключевыми федеральными структурами, а информационные атаки на губернатора со стороны его оппонентов муниципального уровня ни к чему, кроме серьёзных финансовых расходов для заказчика, так и не привели.

К концу 2014 года структура власти и политических группировок, сохранявшаяся в Архангельской области с «ефремовского» периода, при Орлове изменилась принципиально.Прежде оппозиционный исполнительной власти депутатский корпус теперь демонстративно лоялен главе региона, а спикер Облсобрания Виктор Новожилов обоснованно считается членом губернаторской команды. В столице региона городские депутаты также включились в губернаторскую вертикаль.

В целом можно сказать, что привычные для местного политического ландшафта бизнес-структуры (в том числе медийные) и связанные с ними бывшие и действующие депутаты лишились прежнего влияния, а некоторые лишились и свободы в результате декриминализации региона.

Им на смену пришло новое поколение политиков, которые ориентируются на мнение и оценки федерального центра, олицетворением которого для них является губернатор.

3. Национальный состав региона

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года

всего 100,00 %
Русские 93,58 %
Украинцы 1,38 %
Ненцы 0,65 %
Белорусы 0,47 %
Коми 0,37 %
Азербайджанцы 0,21 %
Татары 0,19 %
Чуваши 0,11 %
Армяне 0,08 %
Молдаване 0,08 %
Цыгане 0,07 %
Немцы 0,07 %
Мордва 0,05 %
Марийцы 0,04 %
Удмурты 0,04 %
Узбеки 0,04 %
Таджики 0,03 %
Башкиры 0,03 %
Лезгины 0,03 %
Поляки 0,03 %
Индийцы 0,03 %
Грузины 0,03 %
Евреи 0,03 %
Литовцы 0,02 %
Казахи 0,02 %
другие 0,20 %

Особенностью национальных отношений в Архангельской области является отсутствие доминирующих структурированных диаспор, что не допускает перекосов в реализации региональной национальной политики. Представителям различных национальностей, проживающим в Архангельской области, свойственнынизкий уровень конфликтности на межэтнической почве.

4. Конфессиональный состав региона

Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» в Архангельской области выбрали 32 % опрошенных, «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» — 29 %, «не верю в бога» — 16 %, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 6 %, «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» — 1 %, «Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем» — 1 %. Остальные — меньше 1 %

С древнейших времен главой церковной власти на Русском Севере являлся Новгородский архиепископ. Его представителем в Поморье был двинский владычный наместник.

Монастырская колонизация с XIII по XVII вв. Сначала новгородцами, потом Московским княжеством.

С 1492 года Архангельская епархия входила то в Новгородскую, то в Вологодскую. 1682 г. – Холмогорская епархия, 1782 г. – Архангельская епархия.

Исторически в Архангельской епархии сложилось две отличительные особенности: это большая роль в духовной жизни епархии монастырей и высокая степень веротерпимости, связанная с утвердившейся с глубокой древности поликонфессиональностью края.

До основания Петербурга именно Поморье являлось основной площадкой для внешней торговли. Архангельская ярмарка приносила огромные деньги в казну государя. По словам иностранцев, которые прибывали в Поморье ради торговли, поморы являлись немногословными, но гостеприимными и добрыми людьми.

Начиная с 1553 года, английские купцы совершали свои религиозные обряды на кораблях и в домах, принадлежавших английской торговой компании. В ХVI–ХVII вв. в портовых городах формировались общины англичан и голландцев, а позднее шведов и немцев. В 1649 году в городе был открыт евангелическо-реформатский приход и школа, а в 1660 году в Архангельске появился постоянный пастор. В 1674 году была построена кальвинистскаякирка, в которую время от времени наезжали пасторы. В 1686 году было положено начало лютеранскомуприходу и строительству церкви.

Государство всячески поощряло в Архангельской области веротерпимость. После кончины Холмогорского епископа Афанасия Петр I так определял сущность религиозной политики в этом регионе: «Холмогорская епархия у знатного морского порту, где бывают множество иностранных областей иноземцы, с которыми дабы тамошний архиерей мог обходиться по пристойности прилично, к чести и славе Российского Государства». В 30-е – 40-е гг. ХIХ вв. в Архангельске появляется польская католическая община, в 1845 году в город назначен ксендз, а в 1861 году построен костел. В середине XIX века построена англиканская церковь. С ХVII века существовали небольшие иудаистская община, а с ХIХ века мусульманская.

После гражданской войны Архангельская область стала регионом концлагерей, тюрем и ссылок. В области особенно чувствовалось влияние НКВД. К 1923 г. монастыри были закрыты, а к концу 20-х гг. церковная жизнь была полностью дезорганизована. В центре Архангельска были уничтожены все памятники церковной архитектуры (среди старинных русских городов Архангельск в этом отношении оказался единственным).

Архангельская епархия была восстановлена в 1944 году, и возглавил ее епископ Леонтий (Смирнов), управлявший ею вплоть до 1953 года.

Наши рекомендации