Партийный состав парламента и роль оппозиции

После освобождения Индии и уничтожения колониального гнета к политической жизни были вызваны самые различные социальные, национальные и религиозные силы (С. 16-17). Появились десятки политических партий и групп, представлявших самые различные элементы индийского общества, ранее задавленные и угнетенные британским колониальным ярмом. Многие эти группировки и партии, как показали дальнейшие события, представляли собой неустойчивые организации, не имевшие четко определенных политических программ и прочной массовой опоры среди населения. Логика классовой борьбы неизбежно привела к тому, что в этом море мелких политических организаций начался и получил свое развитие процесс поляризации социальных сил вокруг двух основных центров — Индийского Национального Конгресса и Коммунистической партии Индии. По мере развития в стране капитализма происходит дифференциация феодальной деревни и мелкой буржуазии. Основная часть средних слоев общества постепенно пауперизируется и переходит в разряд пролетариата. Развитие капитализма в районах, населенных крайне отсталыми племенами и национальными группами, подрывает основу для существования религиозно-общинных организаций, и население этих районов во все возрастающей степени концентрируется вокруг двух главных политических партий страны.

Первые парламентские выборы в Индии, проходившие в конце 1951—начале 1952 г., отличались необыкновенной остротой и сложностью различного рода противоречий— социальных, национальных, религиозных и кастовых. В выборах приняли участие 77 политических партий и организаций, однако только 8 из них функционировали в общенациональном масштабе. В истории Индии это были первые всеобщие выборы, проходившие в условиях осуществлениянапрактике основных буржуазно-демократических свобод и одной ликвидации жестких ограничений, введенных в свое время британскими колонизаторами. О размахе избирательной борьбы свидетельствует тот факт, что право голоса получили 176 млн. избирателей. Однако участие в голосовании приняли лишь 106 млн. человек. Наивысший процент участия в выборах в Народную палату был зарегистрирован в следующих штатах: Траванкор-Кочин—70,8%, Кург— 67.46%, ПЕПСУ—59,2%. Наряду с этим во многих штатах участие в выборах приняла лишь незначительная часть избирателей (в Бихаре—14,03%, в Виндхья-Прадеше— 30,23%, в Ориссе— 34,05%).

Результаты первых всеобщих выборов показали, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла свою политическую монополию. Она собрала около 47 млн. голосов 4-5,01%),что представляло на деле немногим более четверти от общего числа потенциальных избирателей (С. 17-18). Коммунистическая партия Индии добилась значительного успеха, получив более 5 млн. голосов. Наибольший успех Коммунистическая партия (КПИ) одержала в следующих штатах: Мадрас— 12,9% голосов, Траванкор-Кочин—15,5% голосов, Хайдера-бад—20,88% голосов. В то же время в некоторых штатах Компартии не удалось добиться сколько-нибудь заметного успеха. Так, например, в штате Мадхья-Прадеш Компартия получила - 0,35% голосов/в штате Уттар-Прадеш—0,93%, голосов, в штате Майсор—0,91%, в Раджастане—0,52%, в Саураштре—0,84% голосов.

На первых всеобщих выборах Коммунистическая партия не получила абсолютного большинства голосов ни в одном штате, но и партия ИНК добилась полной победы лишь в одном штате, собрав 63,81% голосов в Саураштре.

Окончательные результаты выборов в Народную палату выглядели следующим образом.

ПАРТИИ ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ГОЛОСОВ % ГОЛОСОВ КОЛ-ВО МЕСТ
ИНК 47 711 185 45, 01
Социалисты 11 125 344 10, 5
Крестьянско-рабочая народная партия (Народно-социалистическая партия) 6 226 606 5, 87
ИКП 5 370 361 5, 06
Джан Сангх 3 236 361 3, 05
Федерация низших каст 2 501 964 2,3
Рам Раджья Паришад 2 094 811 1, 98
Крестьянская народная партия 1 489 488 1,4
Акали Дал 1 114 723 1,1
Рабоче-крестьянская партия 1 109 569 1,1
Хинду Маха Сабха 1 046 263 0, 91
Форвард блок 988 272 0,9
Ганатантра Паришад 966 972 0,9
Тамилнандская партия трудящихся 889 292 0, 84
Партия Джаркханд 749 702 0, 71

Распределение мандатов в Народной палате было произведено таким образом, что удельный вес партии в парламенте не всегда соответствовал количеству полученных ею Мандатов (С. 18-19). Так, например, ИНК, собрав 45,01 % голосов, получил в Народной палате 74,43%. мест.

Вторые всеобщие выборы в Индии были проведены спустя 5 лет, весной 1957 г. В ходе подготовки этих выборов было зарегистрировало 193 млн. избирателей, из которых участие в голосовании приняли 114 490 574. В результате выборов партия Индийский Национальный Конгресс, несмотря на то, что она собрала несколько больше голосов, чем в 1951—1952 гг., потерпела полное поражение в штате Керала, потеряла власть в штате Орисса и лишилась части мест в крупнейших штатах Уттар-Прадеше, Бомбее и Западной Бенгалии.

Коммунистическая партия на этих выборах добилась блестящих успехов—она собрала в два с лишним раза больше голосов, чем 5 лет тому назад, пришла к власти в штате Керала и добилась представительства в законодательных собраниях всех штатов (см. таблицу на стр. 20).

В рубрику «другие партии» в настоящей таблице входит целый ряд политических организаций самого различного толка. Из числа партий общинной реакции во вновь избранном парламенте получили представительство: Хннду Маха Сабха—1 место (вместо 4), Ганатантра Паришад (штат Орисса)—7 мест (вместо 5), Дравида Муннетра Казхакам—2 места, Джаната парти—3 места, Партия Джарканд (Бихар) — б мест (вместо 3), Мусульманская Лига (Керала)—1 место.

Мелкие партии демократической оппозиции получили следующее количество мест в парламенте: Федерация низших каст—7 (вместо 2), Рабоче-крестьянская партия—4 вместо 2), социалисты (Лохия) — 8, Форвард Блок—3 (вместо 1), Революционно-социалистическая партия — 1 место.

Из числа других мелких политических группировок 1 место имеет Лок Севак Сангх и 2 места — Комитет реформы Конгресса (С. 19).

ПАРТИИ ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ГОЛОСОВ % ГОЛОСОВ Кол-во мест
ИНК 54 056 646 47,1
КПИ 12 166 150+361 161 10,9 29+1
Народно-социалистическая партия 11 659 255
Джан Сангх 6 731098 5,8
Социалисты 1 500 000 1,2
Другие партии 10 666 280 9,2
Независимые 17 349 514 15, 8

В стенах парламента Конгресс сталкивается с оппозицией различного рода. С крайне правых позиций его политику атакуют партии религиозно-общинной реакция. Эти партии резко возражают против проводимых Конгрессом радикальных реформ и его политики по отношению к СССР и КНР. Религиозно-общинные партии настолько реакционны, что они даже умеренную политику Конгресса называют «прокоммунистической». Одновременно эти группировки ведут яростную борьбу против Компартии, других демократических организаций, а также против Мусульманской лиги, на которую они обрушиваются с позиции воинствующего ин­дуизма. Следует отметить, что эти крайне реакционные партии пользуются поддержкой правой части Конгресса.

В июне 1959 г. по инициативе бывшего генерал-губернатора Индии Раджагопалачария была создана новая реакционная партия — Сватантра парти (партия независимости). Это крайне правая организация, еще не имеющая представительства в парламенте, выступает против мероприятий Конгресса в области сельского хозяйства, усматривая в создаваемых им кооперативах... колхозы (С. 20-21). Сватантра парти начала борьбу против пятилеток, против государственного сектора в экономике и ограничения частной собственности. Лидеры этой партии считают, что правительство Конгресса проводит «коммунистическую политику».

Своеобразную позицию по отношению к Индийскому Национальному Конгрессу занимает Народно-социалистическая партия. Она критикует Конгресс в самых резких и острых выражениях, но фактически поддерживает его политику по всем основным вопросам.

Реальную демократическую оппозицию правящей партии составляют коммунисты и другие подлинно демократические депутаты парламента. Демократическая оппозиция поддерживает все положительные мероприятия, проводимые правительством Конгресса как внутри страны, так и на международной арене. В то же время демократическая оппозиция резко выступает против тех мероприятий Конгресса, которые она считает реакционными. Эта оппозиция выступает за коренные демократические преобразования з области общественного строя, сельского хозяйства и промышленности. Она требует проведения решительных мер по развитию национальной экономики и национальной культуры.

По отношению к партиям демократической оппозиции ИНК осуществляет весьма жесткую линию, зачастую не соответствующую общепринятым нормам парламентской борьбы. Характеризуя отношение Конгресса к демократическим партиям, член парламента А. К. Гопалан писал: «Было время, когда сам Конгресс был оппозицией. Прекрасные традиции парламентской деятельности, установленные В. Пателем, Мотилалом Неру и Бхалабхаем Десаем, в настоящее время совершенно забыты их последователями. Для нынешних правителей оппозиция — это язва, которую они хотят сковырнуть».

Коммунистическая партия Индии, проводя в стране в широких масштабах активную политическую деятельность уделяет огромное внимание парламентской работе.

ЦК Коммунистической партии в своих «Дерективах членам парламента — коммунистам» подчеркивал: «Каждое усилие—идеологическое, политическое и организованное—должно быть поэтому направлено на постоянное улучшение нашей работы на законодательном фронте, и наша законодательная деятельность должна быть безусловно тесно связана с массовым движением извне» (С. 21-22). Общее руководство деятельностью коммунистической фракции в парламенте осуществляет особый подкомитет, созданный с этой целью Центральным Комитетом Коммунистической партии Индии. Что касается повседневной парламентской деятельности депутатов-коммунистов, то она координируется и направляется исполнительным комитетом парламентской фракции Коммунистической партии.

Правящая партия — Индийский Национальный Конгресс, располагающая абсолютным большинством в обеих палатах парламента, имеет сложный парламентский партийный механизм, с помощью которого обеспечивается единство действий фракции.

Важнейшими должностными лицами партийной фракции ИНК в парламенте являются: лидер, заместитель лидера, «главный кнут», три заместителя «главного кнута», генеральный секретарь, три секретаря и казначей.

Лидер избирается общим собранием партийной фракции на весь срок полномочий парламента. В парламентах обоих созывов этот пост занимал премьер-министр. Лидер возглавляет наиболее могущественный орган—исполнительный комитет, представляющий собой вершину партийной организации ИНК, контролирует и направляет деятельность всех других звеньев конгрессистского партийного аппарата в парламенте. Исполком состоит из 11 высших должностных лиц, перечисленных выше, так называемых «носителей должностей», и 21 выборного члена, 15 из которых избираются депутатами—членамиИНК в Народной палате и 6—в Совете штатов.

Исполком является наиболее могущественным органом ИНК в парламенте. Он определяет основную линию деятельности генерального совета и общего собрания фракции, занимается дисциплинарными вопросами, организационной работой и т. д. Все важнейшие билли и резолюции, подготовленные правительством, до их внесения в одну из палат парламента рассматриваются исполкомом.

Исполком и его различные подкомитеты порой дублируют работу правительственных и департаментских комитетов, проводя дискуссии по тем же самым вопросам. Однако подобная практика считается целесообразной, поскольку она, по мнению многих индийских авторов, необходима для выработки единого отношения партии к определенной проблеме и для ликвидации разногласий между отдельными партийными группировками (С. 22-23).

Наконец, говоря о функциях исполкома, следует отменить, что он определяет линию поведения депутатов-конгрессистов на всех стадиях законодательной процедуры.

Общее собрание членов парламентской фракции ИНК созывается по мере надобности, .но во всяком случае не менее одного раза в месяц во время сессии. Это правило предписано уставом ИНК, как и все остальные правила, касаются партийной системы конгрессистов в парламенте..

Общее собрание избирает ряд должностных лиц, заслушивает отчеты. На первом общем собрании фракции, назначаемом в начале каждой сессии, лидер делает сообщение, в котором намечает задачи, стоящие перед партией на данной сессии. Руководители партии на общих собраниях «обрабатывают» депутатов, призывают к единству действий я т. д. Общее собрание фракции, кроме его регулярных заседаний может быть созвано по требованию не менее чем 50 депутатов. Иногда оно созывается также для встречи важных заграничных гостей.

Промежуточное положение между исполкомом и общим собранием занимает генеральный совет, которыйбыл созван вскоре после первых всеобщих выборов.

Генеральный совет избирается по «землячествам», то есть депутатскими группами отдельных штатов. В его состав входит около 100 депутатов. Согласно уставу ИНК генеральный совет должен собираться во время сессии не менее одного раза в неделю. В действительности он работает не столь регулярно. На заседаниях генерального совета обсуждаются политика партии и методы ее осуществления, заслушиваются выступления премьер-министра, отдельных министров. Компетенция и правовое положение генерального совета полностью еще не определены, но, безусловно, он играет важную роль.

С 1952 г. существуют постоянные партийные комитеты ИНК, назначаемые исполкомом из числа депутатов по их желанию. Количество этих комитетов и их номенклатура строго не установлены, но они с определенной степенью приближенности соответствуют правительственным департаментам. В парламенте первого созыва таких комитетов насчитывалось 26. Численный состав комитетов различен. Так, в плановом комитете заседают 62 депутата, в сельскохозяйственном — 58, в транспортном — 13, в комитете естественных ресурсов и научных изысканий — 15 и т. д.

Члены постоянных партийных комитетов занимаются исследованием тех или иных вопросов для того, чтобы быть подготовленными для выступления по этому вопросу в палате или занять место в соответствующем отборочном комитете, созываемом для обсуждения того билля, который изучался в данном комитете (С. 23-24).

Постоянные партийные комитеты используются также министрами для подготовки определенных законопредложений. Иногда комитеты готовят такие законопредложения самостоятельно. Постоянные комитеты имеют право вызывать и заслушивать специалистов и экспертов по интересующим их вопросам.

Постоянные партийные комитеты являются неофициальными партийными органами ИНК. Они дают руководству партии возможность лучше организовать своих депутатов» держать их в «боевой готовности» на случай защиты партийных интересов в палатах. Эти комитеты служат также для активизации «заднескамеечников» и для тренировки депутатов в исполненииважной работы в государственном аппарате.

Землячества, то есть группы депутатов по штатам, избирающие генеральный совет, осуществляют ряд других функций. Они представляют интересы соответствующих штатов в государственном аппарате, ходатайствуют перед правительством и министрами, добиваясь защиты своих местных интересов. Когда в палате обсуждается билль, касающийся данного штата, глава землячества выделяет ораторов, советуется с членами группы по вопросам отношения к биллю.

Поскольку почти все штаты построены по национальному признаку, члены соответствующего землячества связаны некоторыми общими национальными интересами, говорят на одном языке. Поэтому, хотя землячества носят партийный характер, не исключается возможность консультации с оппозиционными депутатами от того же штата.

Особое место в партийном механизме ИНК занимает «главный кнут» (The Chief Whip), назначаемый лидером. Три заместителя «главного кнута» назначаются им самим с одобрения лидера. «Главный кнут» является министром в ранге члена кабинета и именуется министром по делам парламента. Хотя он не является членом кабинета, но председательствует в комитете кабинета по парламентским делам, который разрабатывает законодательные мероприятия, а также порядок их внесения и рассмотрения в парламенте. Он также играет ведущую роль в совещательном комитете по парламентским делам Народной палаты, а его заместитель — в аналогичном комитете Совета штатов (С. 24-25).

«Главному кнуту» подчинены три заместителя (один в Совете штатов, два в Народной палате), девять «кнутов» а нижней палате и четыре «кнута» в верхней.

Каждый из «кнутов» ответствен за «блок» депутатов от определенной зоны страны. «Кнуты» работают в тесном контакте с председателями постоянных партийных комитетов и главами землячеств.

«Кнуты» подбирают ораторов, членов отборочных и других парламентских комитетов и свои предложения передают главному кнуту» для окончательного утверждения. Важной обязанностью «кнутов» является организация «дисциплинированного голосования». Дело состоит в том, что депутаты индийского парламента, как и члены Палаты общин Великобритании, не могут голосовать свободно, а обязаны голосовать по указке руководства партии. «Хотя Конгресс располагает большинством в центральном парламенте, — пишет профессор Дурхэмского университета Моррис-Джонс, — дозволяющим ему чувствовать себя неуязвимым, партия тем не менее полагает разумным культивировать привычку «дисциплинированного голосования».

Обязанность «кнутов» состоит в том, чтобы заставить депутатов голосовать согласно партийной директиве. «Главный кнут» заранее рассылает «кнутам» распоряжения, согласно которым они организуют и направляют поведение депутатов.

Вот образцы таких распоряжений «главного кнута», взятые из парламентской практики Индии.

Конгрессистская партия в парламенте

(Народная палата)

24—25, Здание парламента, Нью-Дели.

8 апреля 1953 г.

Кнут № 10.

Наши рекомендации