Функции политических лидеров

Интегративная функция. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.

Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения - это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров.

◆ Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлена на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

◆ Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

◆ Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

13.Правовое государство, его характеристика и основные критерии. Пути становления правового государства современной России.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

После распада СССР принцип «правового государства» получил общее признание, были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (Конституционный Суд, арбитражные суды). В 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства впервые в истории отечественного конституциализма получила прямое закрепление в Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Согласно Конституции Россия – Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым государством (ст. 1).

В новой Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три компонента правовой государственности: 1) гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); 2) нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция правового закона); 3) институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей)

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, по Конституции (ч. 1 ст. 3), является её многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4).

Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в РФ равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ, о едином гражданстве РФ, её государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Идеологические и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Новая Конституция РФ в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественноправовые идеи о прирождённых неотчуждаемых правах и свободах человека, что и определяет в конечном счёте правовой характер основного закона.

Существенное значение для утверждения в стране демократического государственно-правового строя имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются, по Конституции (ст. 15), составной частью её правовой системы. Если при этом международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В качестве одной из основ нового конституционного строя Конституция (ст. 2) провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». При этом Конституция исходит из прирождённого и неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека. В духе этих естественноправовых идей в Конституции (ч. 2 ст. 17) утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

14 Политические конфликты и основные методы их решения.

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Источники политических конфликтов коренятся в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в политической жизни, разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов, принадлежности граждан к различным общественным группам, наконец, наличии у людей разных ценностей и убеждений.

Различают 3 типа политических конфликтов:
1) конфликты интересов. Они преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является борьба за экономические выгоды;
2) конфликты ценностей характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным строем. Они требуют больше усилий по урегулированию;
3) конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом.

Выделяют 2 основные стратегии разрешения политических конфликтов. Первая – это стратегия контроля. Упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их первичным анализом и попытками не допустить приобретения спором разрушительных черт, т. е. предотвратить перерастание конфликта от кризиса к насилию.
Вторая стратегия управления конфликтом предполагает осуществление конкретных процедур и действий по целенаправленной модификации поведения конфликтующих сторон и изменению внешней среды.
Кроме того, методы разрешения политических конфликтов часто делят на 2 группы:
1) с применением насилия (войны, революции, различного рода перевороты, погромы, теракты и т.

2) ненасильственные методы (переговоры, посредничество и т. д.).

15 Политическая культура, основные элементы, функции, типология.

Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Наши рекомендации