Правовые, административные и экономические инструменты управления государственным и муниципальным имуществом в РФ.

В теории управления считается, что эффективное управление возможно только при сочетании правовых, экономических и административных инструментов.

Проанализируем воздействие каждого из названных выше инструментов на систему управления государственной собственностью в современной России.

Любое управление основывается на системе законодательных актов. Следовательно, важнейшим инструментом является правовое регулирование.

Правовой основой для создания системы управления государственной собственностью является Конституция РФ, законы Российской Федерации и другие правовые акты. В соответствии российской Конституцией российский народ является главным источником власти, а основная цель функционирования государственной собственности – это использование ее в интересах всего народа. Права по управлению данной собственностью передаются народом органам власти, которые им избраны.

Прежде чем перейти к анализу законодательства в области управления государственной собственностью, целесообразно рассмотреть иерархию законодательных актов.

Следует отметить, что все законы РФ опираются на Конституцию РФ и построены в виде иерархии:

1. Вначале идут кодексы, которые принимаются по отдельным отраслям права: Гражданский, Трудовой, Уголовный, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Лесной, Водный и др.

2. Затем идут законы, которые могут изменять или отменять отдельные нормы права: «О банках и банковской деятельности»; «Об инвестиционной деятельности в РФ»; «О защите конкуренции»; «Об акционерных обществах» и др.

3. Затем идут указы и распоряжения.

4. Подзаконными актами являются распоряжения Правительства, которые принимают по текущей ситуации.

5. Инструктивные письма, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, разъяснения.

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации принимают свои законодательные акты.

В системе управления государственной собственностью также существует иерархия правовых актов. Сформировались отношения между множеством субъектов управления:

– между федеральными органами власти по вопросам управления объектами государственной собственности;

– по вопросу разграничения собственности между федеральными органами управления и органами управления в субъектах РФ;

– между уполномоченными государственными органами управления и менеджментом государственных предприятий, организаций и государственных корпораций.

Разнообразие субъектов управления приводит к тому, что в процессе регулирования государственной собственности приходится использовать нормы как гражданского права, так и другие правовые нормы: финансовое, банковское, административное. Органы исполнительной власти опираются в основном на административное право. В то время как отношения с государственными предприятиями и организациями государство регулируются гражданским правом. Фактически управление государственной собственностью состоит из двух частей – управления имуществом собственника и его деятельностью как юридического лица.

Основным законом, регулирующим деятельность государственных предприятий, является федеральный закон № 161- ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", принятый 14.11.2002 г.

Правовое регулирование акционерных обществ осуществляется на основе федерального закона№ 208-ФЗ "Об акционерных обществах", принятого 26 декабря 1995 г. Государственные корпорации регулируются отдельными законами, которые опираются на Федеральный закон от 12.01.1996 г.№ 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"(ред. от06.04.2015 г.).

Наиболее распространенными правовыми инструментами, используемыми при управлении государственной собственностью в настоящее время, являются: принятие законодательных актов, устраняющих пробелы в законодательстве, способствующие расхищению собственности; возврат незаконно присвоенной собственности через суд.

Теперь рассмотрим экономические и административные инструменты управления государственной собственностью. Экономические инструменты основаны на использовании экономических стимулов.

К административным инструментам управления государственной собственностью относится выдача лицензий и квотирование, регистрация, санкции и ограничения, издание указов, распоряжений и приказов.

При управлении государственными унитарными предприятиями в основном преобладают административные методы управления. Росимущество, являясь уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом, в своей деятельности широко использует следующие инструменты[77]: подготавливает проекты решений о формировании уставного фонда предприятий; утверждает их устав и программу; определяет размеры прибыли, перечисляемой в бюджет РФ; согласовывает назначение руководителей государственных предприятий и решает вопросы изменения и расторжения трудовых договоров; проводит аттестацию руководителей предприятий; согласовывает прием на работу главного бухгалтера; дает разрешение на совершение крупных сделок и сделок, которые связаны займами, поручительствами, банковскими гарантиями, различными обременениями, заимствованиями, переводами долгов, а также сделок, связанных с недвижимым имуществом предприятия; принимает участие в согласовании сделок с принадлежащими предприятию акциями, с вкладами (долями) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ; согласовывает создание филиалов и представительств предприятия; утверждает бухгалтерскую отчетность и отчет руководителя предприятия, аудитора и размер оплаты его услуг; принимает участие в согласовании вопросов участия предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях; решает вопросы, связанные с преобразованиями на предприятии, которые осуществляются в виде слияний, присоединений и ликвидации предприятий, утверждая передаточные акты или разделительные и ликвидационные балансы; согласовывает проекты решений Правительства РФ по созданию, реорганизации в форме разделения, выделения предприятий, которые действуют на праве хозяйственного ведения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия.

К экономическим инструментам управления государственной собственностью можно отнести[78]: предоставление средств бюджетов развития РФ и отсрочки по уплате долгов или списание долгов; бюджетных ссуд, инвестиционных налоговых кредитов; возмещение из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, государственных гарантий; применение таможенных пошлин, квот и тарифов; установление различного рода льгот, которые используются при уплате налогов; введение ускоренной амортизации имущества; различные формы государственной поддержки отраслей, регионов, отдельных предприятий; протекционизм; субсидирование экспорта; организация производства товаров и услуг на государственных предприятиях; тарифное и ценовое регулирование; использование государственного заказа в целях поддержки отдельных производителей через государственный заказ; бюджетные субсидии; государственные программы; взносы в уставные капиталы стратегических предприятий; дополнительная капитализация предприятий; госгарантии; субсидии по кредитам.

Наши рекомендации