Основные способы формирования муниципального имущества в РФ.
Началом формирования муниципального имущества следует считать Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», с изменениями и дополнениями действующее до настоящего времени. В этом документе устанавливается порядок отнесения объектов бывшей общенародной собственности к федеральной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.
В настоящее время формирование муниципального имущества осуществляется следующими способами:
1. путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
2. путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
3. путем возникновения права муниципальной собственности на имущество при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ;
4. путем передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
5. путем передачи объектов государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством;
6. путем получения имущества при разграничении муниципальной собственности между поселениями и районами;
7. путем получения муниципальной собственности при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
8. путем возникновения права собственности на продукцию, плоды, доходы, полученные в результате использования муниципальной собственности;
9. иными способами, предусмотренными действующим законодательством.
В муниципальную собственность обычно передаются лишь объекты,имеющие местное значение, в соответствии с предметами ведения местногосамоуправления:
1) Жилищный фонд и нежилые помещения, в том числе здания, строения и ихкомплексы, находящиеся в управлении органов местного самоуправления.
2) Объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований,
благоустройства, местного пассажирского транспорта.
3) Производственные объекты, необходимые для обеспечения производстватоваров народного потребления, обслуживания жилищно-коммунальногохозяйства.
4) Объекты оптово-розничной торговли, общественного питания и бытовогообслуживания населения.
5) Объекты здравоохранения, культуры и спорта, образовательные учреждения.
6) Природные объекты, охраняемые или особым образом используемые,
имеющие местное значение.
7) Объекты культурного наследия местного значения.
8) Водные объекты местного значения.
9) Другие объекты, необходимые для решения муниципальными образованиямивопросов местного значения, предусмотренных местным законодательством.
10) Объекты, необходимые для обеспечения эксплуатации, обслуживания,содержания, ремонта и строительства объектов, передаваемых вмуниципальную собственность.
11) Объекты, используемые органами местного самоуправления для исполненияими отдельных государственных полномочий.
Правила и порядок передачи осуществляется на основе нормативно-правовых актов. При этом передача государственной собственности в муниципальную может происходить по инициативе федеральных или региональных органовисполнительной власти, соответствующих министерств, комитетов и департаментов, введении или оперативном управлении которых находится передаваемое имущество. При наделении органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями предусматривается особая процедура.
Процесс формирования муниципальной собственности выявил следующие проблемы:[76]
- на федеральном уровне определены лишь некоторые процедуры разграничения собственности, но отсутствует порядок, содержащий функции разграничения;
- объекты публичного имущества (федерального, регионального, муниципального) не имеют технических паспортов, отсутствуют документы, устанавливающие право собственности или иное вещное право, а для создания подобной документации требуются финансовые средства;
- порядок регистрации права публичного имущества продолжает оставаться сложным;
- у муниципалитетов возникла проблема содержания бесхозного имущества.
Важнейший вопрос, возникающий при передаче собственности, - это вопрос о финансировании передаваемых объектов.