Основные способы формирования муниципального имущества

Процесс формирования муниципальной собственности неоднократно оказывался в центре внимания при обсуждении проблем местного самоуправления. Большинство муниципальных образований пошло по пути принятия решений о передаче в муниципальную собственность объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления. Однако процесс передачи носил спонтанный и затяжной характер, а решение принималось по каждому конкретному объекту. Очевидно, что подобные вопросы должны стать объектом регулирования законодательства субъектов Федерации.

Например, по объектный состав собственности муниципальных образований Санкт-Петербурга предлагается закрепить соответствующими законами. Причем объекты, являющиеся структурными подразделениями предприятий (учреждений), передаваемых в муниципальную собственность, подлежат реорганизации в самостоятельные предприятия (учреждения) – юридические лица. Право собственности муниципальных образований на предприятия и находящиеся в оперативном управлении учреждений объекты недвижимости возникает с момента его государственной регистрации.

Можно выделить следующие основания возникновения права муниципальной собственности:

1) Разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность , государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность

2) Передача объектов государственной собственности – федеральной и собственности субъектов Федерации – в муниципальную собственность

3) Взимание налогов и сборов, иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет

4) Приобретение имущества путем совершения гражданско-правовых сделок (договора купли-продажи, дарения, мены и д.р.)

5) Объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

6) Разграничение муниципальной собственности

7) Получение доходов, продукции в результате использования муниципальной собственности

8) Иные основания, предусмотренные законодательством

Понятие «муниципальная собственность» было закреплено в 1991г. в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Одновременно был расширен ее состав. Органы местного самоуправления получили право на преимущественные приобретения находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могли использоваться для местных нужд. Однако законом не был предусмотрен конкретный механизм преобразования объектов государственной собственности в муниципальную, в нем не содержались критерии необходимости и целесообразности передачи объектов местным Советам.

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, был разработан только в 1992г. В перечень включались только те объекты, которые по закону могли быть отнесены в муниципальной собственности; перечень разрабатывался комитетом по управлению имуществом города или района и утверждался представительным органом местного самоуправления.

С 1995г. состав муниципальной собственности в целом регулируется Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законодательстве ряда субъектов Федерации структура муниципальной собственности раскрывается более подробно.

Очевидно, что в муниципальную собственность будут передаваться лишь объекты, имеющие местное значение, в соответствии с предметами ведения местного самоуправления:

1) Жилищный фонд и нежилые помещения, в том числе здания, строения и их комплексы, находящиеся в управлении органов местного самоуправления

2) Объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований, благоустройства, местного пассажирского транспорта

3) Производственные объекты, необходимые для обеспечения производства товаров народного потребления, обслуживания жилищно-коммунального хозяйства

4) Объекты оптово-розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

5) Объекты здравоохранения, культуры и спорта, образовательные учреждения

6) Природные объекты, охраняемые или особым образом используемые, имеющие местное значение

7) Объекты культурного наследия местного значения

8) Водные объекты местного значения

9) Другие объекты, необходимые для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения, предусмотренных местным законодательством

10) Объекты, необходимые для обеспечения эксплуатации, обслуживания, содержания, ремонта и строительства объектов, передаваемых в муниципальную собственность

11) Объекты, используемые органами местного самоуправления для исполнения ими отдельных государственных полномочий

Ряд проблем возникает при обосновании необходимости передачи в муниципальную собственность объектов здравоохранения и образования. В этой сфере уже сложилась своеобразная иерархия: существуют федеральная, региональная и муниципальная системы с соответствующими каналами финансирования. Субъектам Федерации было бы целесообразно законодательно закрепить распределение таких объектов по уровням управления (что уже сделано во многих западных странах, а в России – в Астраханской и Воронежской областях).

Перечень передаваемых объектов может быть расширен за счет объектов федеральной собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и необходимых для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории. Если объекты федеральной собственности содержались и финансировались за счет средств местного бюджета или если федеральные органы приняли решение о передаче в связи с освобождением федеральных государственных органов от не свойственных им функций в хозяйственно-экономической сфере, то одновременно с передачей собственности должны передаваться финансовые средства на их содержание, восстановление, реконструкцию.

Важнейший вопрос, возникающий при передаче собственности, - это вопрос о финансировании передаваемых объектов. Представляется целесообразным передавать безвозмездно государственные объекты, имеющие местное значение либо предназначенные для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Инициаторами передачи могут быть как государственные органы власти, так и население муниципального образования или органы местного самоуправления. В передаче объектов собственности может быть отказано, если это может ущемить интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или привести к разрушению единых технологических циклов и комплексов, если имеется ограничение на отчуждение объекта (имущества) государственной собственности. Вместе с тем органы местного самоуправления в праве отказаться от принятия объектов в следующих случаях: если функциональное значение передаваемых объектов в собственности не соответствует предметам ведения местного самоуправления; если содержание, восстановление объектов требует финансовых средств или может являться экономически убыточным, а передача финансовых средств на эти цели не предусматривается. Отказ можно считать обоснованным, если передаваемые финансовые средства не соответствуют затратам на содержание или восстановление передаваемых объектов а также если объект является экологически опасным, а его дальнейшее перепрофилирование не возможно.

Процедура передачи зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому возможны четыре схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

1) Если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены.

2) Если инициатором передачи муниципальной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок.

3) Если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или Правительством субъекта Федерации.

4) Передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру.

Наши рекомендации