Система управления государственным имуществом субъектов РФ.
Управление государственной собственностью субъектов РФ представляет собой совокупность принципов, методов, инструментов по реализации органами власти субъектов РФ тех прав, которыми они наделены в качестве собственников.
Сегодня процесс управления государственной собственностью субъектов Федерации имеет несколько составляющих. С одной стороны, осуществляется управление ее трансформацией в другие формы собственности. С другой стороны, происходит управление ее воспроизводством и использованием. Третья сторона управления государственной собственностью связана с перераспределением государственной собственности между уровнями управления (федерацией, регионами, местным самоуправлением).
На состав и структуру объектов государственной собственности повлияло федеративное устройство российского государства. Субъектами права государственной собственности в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом признаются Российская Федерация и ее субъекты.
Следует отметить, что разделение государственной собственности на два фактически самостоятельных блока не изменяет ее сущности[61].
Система управления государственной собственностью различных субъектов РФ имеет некоторые отличительные признаки, но при этом существуют общие принципы и подходы, закрепленные в законодательстве.
На уровне субъектов Российской Федерации органы (комитеты, департаменты, министерства) по управлению имуществом субъекта управляют объектами собственности в рамках переданных им полномочий. Компетенция, функции и задачи органов государственной власти по управлению имуществом субъекта Российской Федерации определяются региональным законодательством.
Во многих субъектах РФ вопросы управления государственной собственностью проработаны достаточно глубоко (Омская, Свердловская, Томская, Саратовская, Иркутская области). В этих субъектах определены границы управления государственной собственностью субъекта РФ, разработана политика и инструментарий.
Свои права на объекты собственности субъекты РФ реализуют с помощью системы управления, которая включает в себя совокупность органов, цели, задачи, принципы и механизм управления.
Управление направлено на все виды имущественных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ.
Изучение сайтов органов управления государственной собственностью субъектов РФ показало, что управление имуществом осуществляется по следующим основным направлениям[62]:
– приватизация и отчуждение государственного имущества;
– аренда и безвозмездное пользование государственным имуществом;
– учет государственного имущества;
– безвозмездное перераспределение между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями объектов государственной собственности;
– вопросы корпоративного управления государственной собственностью, в том числе определение принципов дивидендной политики в отношении акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности субъектов РФ;
– правовое и методическое обеспечение деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий;
– государственные закупки;
– предупреждение банкротства;
– контроль за использованием государственного имущества;
– оптимизация структуры имущества казны[63].
По земельным отношениям[64]:
– проведение аукционов по продаже земельных участков;
– покупка участков земли, относящихся к землям сельхозназначения;
– изменение категории земель;
– проведение государственной кадастровой оценки земель;
– ведение реестра неиспользуемых земельных участков.
Одним из важных направлений системы управления собственностью субъектов РФ является формирование объектов государственной собственности, необходимых для выполнения функций и полномочий субъектов Российской Федерации.
Другим направлением является повышение эффективности использования государственного имущества субъектами. Реализация на практике данного направления предполагает полный учет федерального имущества, разработку конкретных целей его использования, стандартизацию управления на основе разработки административных регламентов, формирование рыночных ставок арендной платы, контроль выполнения договоров, выявление ГУП и ОАО, не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, и их ликвидацию.
Помимо субъектов права собственности, выделяются объекты собственности. К ним относят совокупность всего имущества, отдельные вещи, имущественные комплексы, земельные, водные, лесные участки, месторождения полезных ископаемых, зоны воздушного пространства, диапазон частот и др.
Основными объектами управления в субъектах РФ являются:
а) здания, сооружения, нежилые помещения, относящиеся к собственности субъекта федерации;
б) объекты, относящиеся к культурной и социальной сферам субъектов РФ (библиотечные фонды, научные учреждения, организации здравоохранения и образования, культурные учреждения, система социального обеспечения, государственные архивы);
в) инфраструктурные объекты транспорта и промышленности;
г) вещные права, включающие в себя права оперативного управления
и хозяйственного ведения, сервитуты, права пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования земельными участками;
д) доли субъекта Российской Федерации в совместной собственности других хозяйствующих субъектов;
е) средства бюджета субъекта федерации;
ж) земельные ресурсы, находящиеся под объектами государственной собственности субъекта федерации;
з) другое имущество, которое обеспечивает основу экономической самостоятельности субъектов РФ и способствует их социально-экономическому развитию.
Следует отметить, что в последние годы субъектам РФ были переданы многие объекты, ранее находившиеся в федеральной собственности. В частности, такие значимые объекты инфраструктуры, как аэропорты и аэродромы. В соответствии с дополнениями, внесенными в Федеральный закон «О государственном регулировании развития гражданской авиации» Федеральным законом от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ, было принято решение о передаче пакетов акций некоторых аэропортов с аэродромами в собственность ряда субъектов РФ («Аэропорт «Пулково» и ОАО «Аэропорт «Красноярск»)[65].
Управление государственной собственностью субъекта РФ основано на гражданско-правовом и административном законодательстве. В управлении сочетаются отраслевой и функциональный подходы. Органы исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью действуют
в рамках как публичного, так и гражданского права.
Управление государственной собственностью субъекта РФ находится
в компетенции государственной власти субъекта РФ. Субъект Федерации самостоятельно принимает законы, постановления и распоряжения по вопросам управления собственностью субъекта РФ. В целом же все субъекты РФ ориентируются при разработке законодательства по управлению государственной собственностью на федеральное законодательство. О том, что в своей деятельности субъекты РФ ориентируются на федеральное законодательство, свидетельствуют следующие факты. Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Управление федеральным имуществом». Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2013 г. № 3792-ОД/Д08и субъектам рекомендовано рассматривать данную государственную программу в качестве методических рекомендаций для повышения эффективности управления государственным имуществом субъектов РФ. Субъекты РФ разрабатывают и принимают собственные программы управления имуществом на основе данной программы. В частности, уже есть программа управления имуществом у Пермского края, разработан Проект государственной программы Республики Хакасия «Управление государственным имуществом Республики Хакасия (2014–2016 гг.)». РФ.