Система управления государственным федеральным имуществом.
В «Советском энциклопедическом словаре» термин «управление» определяют чаще всего как функцию биологических, технических, социальных систем, которая способствует сохранению их структуры, поддерживает деятельность, реализует определенные цели[58].
Управление – это взаимодействие субъекта и объекта управления, что и составляет систему управления. Любое управление основывается на системе принципов, которые определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. В научной литературе в настоящее время преобладающим является сугубо рациональный, основанный на материализме подход к управлению. Он в большей степени ориентирован на принципы, разработанные в западной науке.
Термин "управление государственной собственностью" в научной литературе стал использоваться с началом рыночных реформ. Под управлением государственной собственностью в большинстве случаев понимаются определенным образом структурированные общественные отношения или система общественных отношений, включающая в себя нормы и правила.
В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.
Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).
Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.
Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.
Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.
Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.
В соответствии с Конституцией РФ государственная власть организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.
При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.
Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.
Сформировалась система управления государственной собственностью, которая в настоящее время включает в себя следующие элементы:
– определение государственной политики в области управления государственной собственностью и целей управления;
– принятие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс управления;
– создание органов исполнительной власти и наделение их полномочиями по управлению;
– инвентаризация и учет объектов государственной собственности, распределение между субъектами управления различных объектов государственной собственности;
– порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных предприятий и учреждений;
– утверждение программ деятельности и отчетности по управлению государственной собственностью.
В настоящее время процесс управления государственной федеральной собственностью в Российской Федерацииосуществляется по следующим направлениям:
1. Определение целевой функции федерального имущества.
• Проведение мероприятий с целью вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот для привлечения инвестиций или их развитие для наиболее полной реализации функций государственного управления и развития Российской Федерации.
2. Осуществление отчуждения федерального имущества.
• Реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества для достижения оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике.
3. Управление развитием объектов федерального имущества
• Разработка и внедрение унифицированных подходов и стандартов в области корпоративного управления с целью повышения инвестиционной привлекательности активов организаций с государственным участием.
4. Управление рисками в сфере реализации процессов управления федеральным имуществом
• Формирование механизмов контроля ключевых параметров эффективности и мероприятий государственной программы «Управление федеральным имуществом», расширение форм отчетности в сфере управления федеральным имуществом;
• Обеспечение реализации механизмов регулярного контроля и анализа использования федерального имущества;
• Формирование системы внутреннего контроля в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом и организация взаимодействия с органами внешнего контроля.
5. Совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества
• Выявление и устранение недостатков системы учета федерального имущества, совершенствование порядка учета и ведения реестра федерального имущества. 6. Обеспечение реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом»
• Медийное сопровождение деятельности Росимущества;
• Мероприятия в области государственной службы и кадров;
• Осуществление юридических действий по защите прав и законных интересов Российской Федерации[59].
В связи со сложностью объекта управления в настоящее время в системе управления государственной собственностью используется, как территориальный, так отраслевой принцип.
Так как в настоящее время в России преобладающим является имущественный подход, который рассматривает собственность как имущество, то и управление направлено на управление имуществом.
В нормативно-правовых документах управление государственным имуществом рассматривается как осуществление собственником определенных полномочий в отношении федерального имущества[60].
Система управления федеральным имуществом до 2013 года основывалась на концепции управления, которая была утверждена 9 сентября 1999 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1024.
В связи с тем, что данная концепция, по мнению Правительства РФ, выполнила свои задачи, то 15 апреля 2014 г. была принята государственная программа «Управление федеральным имуществом».
Управление государственным федеральным имуществом осуществляется по следующим направлениям:
1. Определение целевой функции управления объектами федерального имущества.
2. Управление отчуждением объектов федерального имущества (управление приватизацией, объектами казны РФ, передача религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, передача собственности с федерального уровня на уровень субъектов РФ, управление арестованным и конфискованным имуществом.
3. Развитие объектов федерального имущества. В этот блок входит корпоративное управление, реализация полномочий по земельным ресурсам, формирование имущественной основы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Управление рисками в сфере реализации процессов управления федеральным имуществом (контроль ключевых показателей эффективности и мероприятий Госпрограммы, расширение форм отчетности в сфере управления федеральным имуществом, регламентация процесса управления).
5. Совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества (инвентаризация, учет и ведение реестра).
Следует отметить, что в настоящее время в России практически все важнейшие документы принимаются в виде программ. Программный характер предполагает, что в документе отражены цели, задачи, методы, инструменты и финансовые ресурсы для управления государственным федеральным имуществом. Принятая программа становится основой для реализации экономической политики по управлению федеральным имуществом Правительства РФ на ближайшую перспективу.