Тема №6. Политические партии и организованные группы интересов – группы давления

Введение

Вопросы:

1. Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии

2. Сущность, структурные элементы и классификации политических партий

3. Происхождение и сущность лоббизма как системы социального представительства в политике

4. Генезис российской многопартийности и современная расстановка партийно-политических сил

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· суть и основные принципы политического плюрализма как фундаментного основания гражданского общества и демократии. Почему без политических партий и многопартийности демократия, по общему правилу, невозможна

· из каких структурных элементов состоит партия как политическая организация особого типа. Что с функциональной точки зрения отличает политические партии от других общественных организаций и движений

· современные классификации и типологии политических партий и партийно-политических систем по таким основаниям, как различия в социальной базе, в идеологических установках и принципах, степени и характере участия в организации и функционировании политической власти и др.

· отличительные признаки и типологию организованных групп интересов и групп давления как институтов, существенным образом дополняющих систему социального представительства в условиях демократии

· теоретические основы и практику лоббизма как специализированного рода профессиональной деятельности. Основные легитимные и нелегитимные виды лоббирования и связанные с ними проблемы политической коррупции (в том числе в России)

· особенности генезиса политических партий в РФ и расстановку партийно-политических сил на нынешнем этапе демократизации. Причины неэффективности отечественной многопартийности и пути их преодоления

и приобретете следующие компетенции:

· аргументированно доказывать, что без политического плюрализма и многопартийности демократия не выходит за рамки деклараций и принимает «бутафорский» характер

· выстраивать иерархию базовых признаков и атрибутов политической партии как общественной организации особого рода, ориентированной на власть

· различать такие разновидности политических партий, как партии системные и антисистемные, легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, кадровые и массовые, правые и левые и др.

· сформулировать преимущества бипартизма (двухпартийной системы) по отношению к другим типам партийно-политических систем, в том числе многопартийной системе с доминирующей партией

· соотносить и различать по базовым основаниям и признакам понятие политической партии с понятиями организованные группы интересов, группы давления, лоббизм (лобби)

· различать через призму используемых технологий и методик лоббистской деятельности лоббизм «прямой» и лоббизм «косвенный», «корпоративный» и «плюралистический» и др.

· выстроить иерархию объективных и субъективных факторов, детерминирующих особенности становления отечественной многопартийности и развития «теневого» лоббизма в РФ

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Группы давления – предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т.д. организации, которые стремятся влиять на общественное мнение, администрацию или правителей для обеспечения своих специфических интересов, не претендуя при этом на высокую политическую власть в системе

Коррупция – подкуп, продажность должностных лиц, взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ

Лоббизм – разновидность закулисной, теневой политики, особый механизм воздействия на властные структуры, СМИ в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев и групп

Оппозиция – условное название совокупности политических организаций и группировок, которые отрицательно относятся к политическому курсу правящей элиты

Партийная система – система политических партий, сложившаяся в стране

Партия политическая – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя выражения и защиты интересов определенной общности людей с помощью политической власти

Плюрализм – положение в обществе, при котором равноправно и конкурентно, но вместе с тем мирно и цивилизованно сосуществуют самые разнообразные политические явления (разные партии, организации, движения, виды деятельности и т.д.)

Правые-левые – две крайние зоны в спектре политических сил: консервативно-охранительная и преобразующе-радикальная

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел №5.Политические партии и организованные группы интересов – группы давления. Главы: 5.1. Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии (с. 361 – 375); 5.2. Сущность, структурные элементы и классификации политических партий (с. 376 – 393); 5.3. Происхождение и сущность лоббизма как системы социального представительства в политике (с. 394 – 418);5.4. Генезис российской многопартийности и современная расстановка партийно-политических сил (с. 419 – 434)

Обратите внимание на:

Важность этой темы в приобретении необходимых навыков рационально-критического осмысления политических явлений и процессов через призму существующей в различных странах формализованной (и неформализованной) системы социального представительства в политике и видеть в этой системе реальные (а не только конституционно декларированные) возможности продвижения и защиты гражданами своих интересов.

В рамках этой проблематики следует четко представлять себе, что движение любой страны к демократии в своем сущностном выражении представляет собой не что иное, как движение к гражданскому обществу – обществу, в котором большая часть общественной жизни во всем многообразии ее форм и проявлений строится на не опосредованных государством самоуправленческих (саморегулирующихся) и ассоциативных началах.

Такое общество не возникает по приказу сверху, а является результатом массового движения снизу, имея в своей основе (в качестве исходных условий-предпосылок) не только конституционно признанное и гарантированное право граждан на групповую организацию, но и их высокоразвитые потребности и способности к ней, т.е. готовность и умение решать свои житейские проблемы без выхода на государство, создавая для этой цели разного рода негосударственные (и некоммерческие) общественные объединения и союзы, действуя по принципу «на Бога (т.е. власть) надейся, но сам не плошай».

В России проблема формирования полноценного гражданского общества упирается как раз в то, что такого рода умения и способности к самоорганизации и гражданской самодеятельности на уровне массы развиты слабо. В основном преобладает психология социального иждивенчества, и люди привыкли рассчитывать не на собственные индивидуальные (или организованные коллективные) усилия, а на «барина», т.е. власть. По этой причине среднестатистический россиян чаще всего ощущает себя «песчинкой» в бурном море житейской стихии, выступает в качестве беспрекословного, лишенного собственной воли и достоинства объекта политики, становится жертвой разного рода манипуляций со стороны власть имущих и тех, кто претендует на занятие этого статуса.

Отсюда очевидно, что без преодоления этой массовой психологии конформизма и приспособленчества, а также привычки «вариться в собственном соку» и «плыть по течению» возможность утверждения в нашей стране «нормального» гражданского общества лишена сколько-нибудь реальной перспективы.

В равной мере важно умение и способности рационально-правовым образом пользоваться таким важнейшим инструментом социального представительства в политике, как политические партии, которые в России на уровне массового сознания пока что воспринимаются в основном со знаком «минус», а не «плюс» – «шуму много, а толку мало», что связано, прежде всего, с тем, что эти организации инициируются и создаются верхами (под конкретного лидера или группу) и не являются продуктом социальной самоидентификации и самоорганизации низов.

Учитывая данное обстоятельство, нетрудно заключить, что слабость политических партий в России есть не что иное, как зеркальное отражение слабости гражданского общества, его неспособности выдвигать из своей среды достойных партийных лидеров и активистов, снабжать их необходимыми ресурсами и оказывать необходимую поддержку.

Между тем инициированный президентом РФ В.В.Путиным переход к выборам депутатов Государственной Думы только по пропорциональной системе (партийным спискам) объективно повышает роль и значение партий как политических инструментов выражения народной воли. Это требует от массового избирателя быть готовым к тому, чтобы свободно самоопределиться в своих партийно-политических симпатиях и преференциях и на очередных выборах осознанно и ответственно голосовать за тот или иной партийный список.

А это, в свою очередь, предполагает способность к рационально-критическому осмыслению партийно-политических программ и предвыборных платформ, имея в виду, что в содержательном плане они далеко не всегда четко различимы и чаще всего смотрятся как «близнецы-братья», особенно в той части, которая связана с обещаниями «манны небесной» и вселенского «народного счастья».

Практическая острота и актуальность этой способности обусловливается и тем, что выбирать придется не из двух-трех, а из несколько десятков платформ – когда в одних только партийных аббревиатурах (названиях партий и избирательных объединений) не то что избиратель, сам «черт ногу сломает».

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. О.З.Муштук. Партология. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во МЭСИ, 1999 – с. 38 – 82 (Главы 3 – 4)

2. О.З.Муштук «Третичный сектор» – основа гражданского общества. – М.: Обозреватель-Observer. 2003. №7 – 8 – с .24 – 34

3. О.З.Муштук. Многопартийность – основа демократии. Какую роль играют политические партии в России? – М.: Обозреватель-Observer. 2003. №12 – с. 9 – 17

4. Т.В.Шмачкова. Из основ политологии Запада – М.: ПОЛИС, 1991, №2 – с. 133 – 145

Обратите внимание на:

Содержащийся в этих публикациях подробный анализ основных закономерностей и тенденций возрождения и развития в России многопартийности, значения этих процессов для судеб демократизации страны и ее политической системы, а также анализ причин «слабости» нынешних отечественных партий, их исключительно низкой востребованности со стороны массы, чье сознание остается «департизированным» – чаще всего партии воспринимаются бесполезными структурами, от которых «шуму много, а толку мало».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Сущность, содержание и основные принципы политического плюрализма

2. Происхождение и сущность политических партий как институционального посредника между гражданским обществом и государством

3. Структурные элементы и основные публичные функции политических партий

4. Типологическая множественность политических партий и их «видовые» характеристики

5. Сравнительный анализ партийно-политических систем и коалиций

6. Трудности и противоречия становления и развития многопартийности в постсоциалистической России

7. Сущность и функциональное предназначение организованных групп интересов

8. Лоббизм как интегральная составляющая системы социального представительства в условиях демократии

9. Лоббизм как специализированный вид профессиональной деятельности и его разновидности

10. Корпоративный «дикий» лоббизм в России и проблемы политической коррупции

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса – Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии – следует, прежде всего, выяснить, что в содержательном плане стоит за понятием «политический плюрализм», имея в виду, что плюрализм – это не просто объективно существующая в любом обществе множественность социальных, политических и иных структур и интересов, а организационно оформленная и законодательно закрепленная множественность – в том смысле, что все носители этих интересов обладают и реализуют в практической деятельности конституционно гарантированное право на групповую организацию. В результате общественно-политическая жизнь предстает как взаимодействие нескольких или множества взаимозависимых и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, чьи установки, идеи и программы находятся в постоянном сопоставлении, соревновании и конкурентной борьбе.

Из такого понимания политического плюрализма вытекают его составляющие принципы, среди которых необходимо различать:

· признание противоречий и связанных с ними отношений соперничества как принципа демократической политической культуры и корня ее динамики, как законного начала и основания всей организации общественной жизни

· отрицание идеологического единообразия (идеологического монизма) и признание правомерности чужых интересов и чужих взглядов как условия существования собственных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыслие и инакодействие

· установка на компромисс и поиск консенсуса, построенного на добровольном самоограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагах навстречу друг другу. Плюрализм не признает разрушительные насильственные формы разрешения конфликтов по типу бунтов и восстаний, революций и гражданских войн, политического террора и саботажа и т.д.

· отрицаниесоциально и юридически закрепленных организационных, правовых и иных привилегийза отдельными общественными институтами и структурами и утверждение автономии и равенства всех перед законом. Никто в отдельности (будь то партия или какая-либо другая организованная политическая сила) не может (не вправе) представлять все общество в целом и навязывать ему свою волю.

Особо следует обратить внимание на органическую связь политического плюрализма с понятием «гражданское общество» – по отношению к этому обществу плюрализм выступает как своего рода фундамент структурно-функциональной организации всей общественной жизни, предопределяя такие исходные черты, как общественная самодеятельность и активизм, самоуправляемость и ассоциативность. Последние находят свое наиболее концентрированное выражение в деятельности «третичного сектора» – бесчисленного множества самых разнообразных некоммерческих общественных организаций, обозначаемых в политическом дискурсе понятиями «организованные группы интересов» – «группы давления». Необходимо усвоить содержательный смысл этих понятий, а также различать среди организованных групп организации широкого и специализированного профиля; организации, преследующие материальные интересы и строящиеся на приверженности тем или иным идеям и ценностям; организации частные и общественные, массовые и кадровые и пр.

Самого пристального внимания требует осмысление важности многопартийностикак ядра политического плюрализма и главной движущей силы демократического развития. В этой связи необходимо выяснить, в чем конкретно проявляются блага многопартийности и почему без многопартийности нет и не может быть демократии; почему демократия минус многопартийность – не что иное, как диктатура.

Одновременно следует четко представлять себе, что эффективное осуществление многопартийности возможно далеко не во все времена и не у всех народов. Многопартийность требует определенного уровня «формационной» зрелости социума, соответствующей политической и правовой культуры. Она же является серьезным испытанием для общественной морали как таковой. Какие в этом плане потенциальные издержки («минусы») несет в себе многопартийность? Ответом на этот вопрос (посредством анализа партийных реалий современной России) следует заключить изучение первого вопроса темы.


Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса – Сущность, структурные элементы и классификации политических партий – необходимо, прежде всего, различать подходы к определению существа партий, характерные для марксистской и либерально-демократической традиции, четко представляя себе, что партии не просто общественные организации, а организации именно политические, так как они прямо и непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или же ее изменения (вплоть до разрушения).

В структурно-организационном плане следует выделить и усвоить четыре элемента партии:

· элемент идеологический(всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека)

· элемент организационно-территориальный (всякая партия представляет собой долговременную организацию с определенной структурой и территориальным измерением)

· элемент целевой(всякая партия создается для завоевания власти или участия в ней наряду с другими партиями в рамках межпартийных коалиций и союзов)

· элемент «опорный» (всякая партия стремится обеспечить себе поддержку народа в диапазоне от активного членства до формирования широкого круга сочувствующих).

Особо следует остановиться на существующих классификацияхполитических партий и различать среди них классификации:

· по признаку организационной структуры – партии кадровые и массовые; оформленные (с фиксированным членством) и неоформленные (со свободным членством); централизованные и децентрализованные)

· по идеологической направленности и месту в политическом спектре общества – партии «левые», «центристские» и «правые»; революционные (радикальные) и реформистские (умеренные); реакционные, консервативные и либеральные; конфессиональные (христианские, исламистские и т.д.) и социал-демократические, коммунистические и др.

· по месту и роли в политической системе – парламентские и внепарламентские; партии монопольно-государственного типа и партии авангардные; партии-«общины» и партии-«клубы»; партии правящие и оппозиционные; системные и антисистемные; легальные, полулегальные и нелегальные

· по степени влияния в парламенте – мажоритарные (или партии большинства); партии с мажоритарным призванием; доминирующие (лидирующие) партии; миноритарные партии (партии меньшинства)

· по типу партийного руководства и стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами – партии с коллегиальным руководством и партии вождистские; партии демократические и партии авторитарные

· по характеру социального представительства – партии классовые и интерклассовые (межклассовые); партии с размытой (неопределенной) социальной базой и партии надклассовые (общенародные) и т.д.

С практически-политической точки зрения необходимо уяснить содержание пяти основных функций партий, вытекающих из приоритетной цели – борьбы за власть, а именно: функции социального представительства; функции политической социализации граждан; функции социальной интеграции; прагматической функции; функции воспроизводства и рекрутирования политической элиты.

В зависимости от положения и роли политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система. В этой связи следует остановиться на выяснении существа и базовых характеристик наиболее репрезентативных типов партийно-политических систем, а именно:

· однопартийной системы, т.е. системы с единственной правящей партией, которая характерна для тоталитарных и авторитарных режимов (или режимов переходных от антидемократии к демократии)

· бипартизма, т.е. двухпартийной системы, основным признаком которой является наличие примерно равных по силе двух крупных партий, поочередно сменяющих друг друга у власти

· систему «двух с половиной партий», когда рядом с двумя крупными партиями действует небольшая партия, союз с которой обеспечивает одной из крупных партий необходимое для формирования правительства большинство в парламенте

· многопартийная система, в рамках которой различают многопартийную систему без доминирующей партии, многопартийную систему с доминирующей партией и «блоковую» партийную систему.

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса – Происхождение и сущность лоббизма как системы социального представительства в политике – следует, прежде всего, иметь в виду, что в самом широком смысле понятие «лобби» («лоббизм») является синонимом понятия «группы давления» и означает совокупность различных форм воздействия на власть со стороны организованных групп интересов (т.е. профсоюзов, предпринимательских ассоциаций, обществ потребителей и т.д.). В узком собственном смыслеэтого слова лобби (лоббизм) – это специализированный вид деятельности, схожей по своему характеру с адвокатской деятельностью, которой на профессиональной основе занимаются как юридические, так и физические лица, добиваясь принятия тех или иных властных решений в пользу тех групп и организаций, которые они представляют.

Лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных интересов столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем различных социально дифференцированных слоев и групп населения – носителей этих интересов. И в этом плане лоббизм характерен для всех политических режимов, в том числе антидемократических. Но только в условиях демократии он приобретает массовый характер и становится одним из постоянно действующих факторов организации и функционирования гражданского общества и государства.

В этой связи необходимо выяснить, в чем конкретно проявляются положительные стороны лоббизма как регулируемой законом и открытой для общественного контроля системы социального представительства, в рамках которой происходит постоянная корректировка деятельности органов государственной власти в соответствии с динамикой изменения интересов и потребностей гражданского общества, и в чем проявляются «минусы» лоббизма, находя свое конкретное выражение в таких понятиях, как «общественный протекционизм», «корпоративный эгоизм» и т.д.

Особо следует остановиться на типологических характеристиках лоббизма, основанных на таких критериях, как:

· зависимость от того, в чью пользу «решается вопрос» (необходимо различать лоббизм социальный, ведомственный, региональный, иностранный)

· объекты лоббирования (выделяют лоббизм правотворческий, правоприменительный и правоинтерпретационный)

· состав субъектов лоббирования (лоббизм делится на персональный и групповой (массовый), на корпоративный и плюралистический)

· способы давления на объект лоббирования(в лоббизме различают две разновидности: прямой и косвенный)

· методы и инструментарий лоббирования (открытый информационно-аналитический лоббизм и теневой коррупционный лоббизм) и др.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о лоббизме в России и связанных с ним проблемах политической коррупции. Ключевым здесь должно быть понимание лоббизма не как давления на власть организованных групп интересов, а как целенаправленных действий самих властей (властных кланов и клиентел – групп вокруг лидера) по перераспределению материальных ресурсов и благ в свою пользу. В результате отечественный лоббизм имеет ярко выраженный характер «дикого» лоббизма, «круто» замешанного на коррупции. Последняя (т.е. коррупция) по существу стала неинституциональным (нелегитимным) способом существования власти, а управление страной – «протекционистским управлением» (или «управлением по блату»).

Следует также иметь в виду, что явление коррупции не сводится к взяточничеству и мздоимству. Коррупция – это своего рода коррозия власти, которая как ржа разъедает властный стержень сверху донизу. И в этом смысле представляет собой девиантное поведение, выражающееся в нелегитимном использовании властвующими элитами государственных средств, ресурсов в целях укрепления своих позиций или обогащения (получения «статусной ренты»).

Среди всего многообразия видов и типов коррупции необходимо различать коррупцию как отклоняющееся поведение и коррупцию как преступление; коррупцию верхушечную и коррупцию низовую, а также связывающую их воедино внутреннюю коррупцию; коррупцию как «захват государства»и коррупцию как «захват бизнеса» др.

Завершить изучение третьего вопроса следует выяснением основных причин коррупции, выделив среди них как общецивилизационные (т.е. в той или иной мере присутствующие во всех странах, в том числе самых демократических), так и «чисто» российские, связанные с традициями всевластия государства и чиновничества, а также особенностями национальной массовой правовой и политической культуры.

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса – Генезис российской многопартийности и современная расстановка партийно-политических сил – важно, прежде всего, различать три этапа в развитии этого института, чья история начинается на рубеже XIX – XX веков:

· этап дореволюционный, связанный с зарождением первых политических партий и «дрейфом» самодержавия в сторону конституционной (двойственной) монархии, возникновением российского парламентаризма

· этап социалистический, связанный с «октябрьским переворотом» 1917 г. и установлением большевиками тоталитарного режима, сердцевиной которого была однопартийная система в лице монопольно правившей порядка 70 лет КПСС

· этап постсоциалистический, связанный с ликвидацией монополизма и крахом КПСС и возрождением многопартийности в рамках перехода страны к рынку и рыночной политической демократии

В рамках этого последнего этапа, в свою очередь, следует различать ряд подэтапов, а именно:

· создание(на волне «перестроечных» лозунгов и деклараций) многочисленных политизированных групп, клубов, общественных объединений и т.д. (1985 – 1987 гг.)

· формирование«народных фронтов», отстаивавших право на суверенитет республик, входивших в состав СССР (с середины 1987 г. вплоть до начала 1990 г.)

· преобразование многих из возникших общественно-политических структур в политические партии и общественно-политические движения, которые с января 1991 г. (после вступления в силу Закона Верховного Совета СССР «Об общественных объединениях») получили право на легальное существование и официальную регистрацию в Минюсте

· «бурное» партийное строительство, начавшееся после августа 1991 г. и продолжающееся по сей день, в том числе в связи с принятием летом 2001 г. Закона Российской Федерации «О политических партиях»

Рассматривая отечественную многопартийность на этом последнем (нынешнем) этапе, следует иметь в виду, что, хотя большинство возникших (возникающих) партий декларируют себя не иначе как народными, на самом деле они таковыми не являются. И (за редким исключением) создаются не «низами», а «верхами», под конкретного лидера (или узкую группу лиц), представляя собой сугубо персонифицированные образования, призванные стать инструментом достижения амбициозных притязаний этого лидера (или группы) на самую высокую власть в системе.

С этим обстоятельством связаны и другие «особенности», среди которых следует выделить такие, как:

· чрезмерная дробность и «многоцветность» политического спектра – от ультрарадикальных, «левее» левых партий до ультрарадикальных, «правее» правых, в том числе фашистского толка

· финансовая слабость и тотальная зависимость от организованных групп интересов (различных финансовых и промышленных групп частного бизнеса и «красного директората»)

· нестабильность, принимающая форму бесконечных размежеваний и расколов, которые явно преобладают над тенденцией к объединению и созданию крупных коалиций

· дефицит конструктивности и неспособность достичь консенсуса по стратегически важным для общества проблемам рыночного реформирования страны

· «аморализм» – в том смысле, что применяемые партиями и их лидерами «технологии» конкуренции и соперничества пока что весьма далеки от правовых и нравственно-этических норм и др.

Как результат, формирующаяся в стране многопартийность пока что весьма далека от того состояния, при котором она могла бы выступать реальным фактором политики, а политические партии – играть действенную роль в качестве институциональных представителей и выразителей воли различных социальных и общественных сил в политико-властных структурах.

Сказанное, однако, не означает, что у политических партий в России нет будущего. От чего в решающей степени будет зависеть это будущее? Вот вопрос, ответом на который необходимо заключить изучение темы, обратив особое внимание, прежде всего, на идущие в стране процессы формирования новых («капиталистических») слоев и классов и развитие в их среде объективной потребности в групповой самоорганизации и самоидентификации, в том числе в партийно-политическом плане.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

Одной из важнейших предпосылок успеха политической модернизации (демократизации) России является формирование дееспособной многопартийности. Отсюда чрезвычайная значимость знаний по проблематике политического плюрализма как базового атрибута демократии. В рамках этой проблематики продумайте ответ на вопросы:

1. Что составляет конституционно-правовые основы политического плюрализма как институционального выражения «согласия содержательного несоответствия»?

2. На безусловном признании каких базовых черт и характеристик организации и функционирования общественного организма строится плюрализм?

3. Реализация каких принципов определяет суть политического плюрализма как одновременного существования нескольких (или множества) организованных политических сил?

4. Совместим ли политический плюрализм с идеологическим монизмом и законодательным закреплением руководящей и направляющей роли одной из партий?

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Что в содержательном смысле стоит за понятиями «поляризированный» и «умеренный» плюрализм?

2. Почему организованные группы интересов составляют «матрицу» гражданского общества?

3. Что в многопартийности воспринимается со знаком «плюс», а что со знаком «минус»?

4. Каковы основные функции политических партий, связанные с борьбой за власть и необходимостью работать там, где есть масса?

5. Какие идейно-политические течения представлены партиями, победившими на выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2003 г.?

6. Как соотносятся понятия «организованные группы интересов», «группы давления» с понятиями «лобби», «лоббизм»?

7. В силу каких факторов лоббизм выступает неизбежным спутником демократической системы социального представительства?

8. Каковы причины политической коррупции и что в действиях коррупционеров трактуется как преступление, а что как девиантное поведение?

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 5. Политические партии и организованные группы интересов – группы давления – из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с. 416 – 424.

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы.


Наши рекомендации