Лекция 8. Понятие и структура политической системы.

Термин "политическая система" - одно из ключевых понятий современной политологии. Как и многие другие, понятие "политическая система" пришло в политологию из социологии. Так, еще в конце XIX - начале XX вв. в работах Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма присутствует ряд понятий социальной теории системы, такие, как институт , функция, регулятивная система общества, политическое управление. Однако свои концептуальные очертания понятие "политическая система" обретает после второй мировой войны в работах прежде всего американских исследователей Дэвида Истона и Габриэля Алмонда.

По мнению Истона, политическая система общества предельно универсальна и включает все существующие типы политического взаимодействия. Политическая система охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью - гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительным признаком политической системы является то, что посредством ее властным путем утверждаются ценностные нормы. Понятие ценности при этом сближается с понятием правил, норм поведения, регулирующих действия социальной группы.

По мнению Истона, у системы есть "входы" - все внешние по отношению к системе явления, тем или иным образом воздействующие на нее. На "входы" извне поступают импульсы в форме требования и поддержки. Требования разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы. По характеру и направленности они могут быть как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию - регулировочными, распределительными и коммуникативными. Если требований слишком много, то это вдет к ослаблению системы из-за создаваемых для нее перегрузок, которые она способна разрешить лишь до определенных пределов. Перегрузка может быть количественной, если требований много и правительство или парламент просто физически не в состоянии реагировать на все эти требования, или качественной, если требования слишком сложные. Поэтому их необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Политики, государственные деятели, политические партии, профсоюзные руководители призваны регулировать требования, чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всей системы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу выполняют существующие в обществе система ценностей, культурные нормы, установки и т.д., которые сдерживают требования в определенных рамках.

Второй вид входов - поддержка - не менее важен для системы, чем первый. Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающие средой. Поддержка выражается в материальной (налоги, пожертвования и т.д.) и нематериальной (соблюдение законов, участие в голосовании, уважение к власти и т.д.) формах. Истон выделяет три объекта поддержки: политическое сообщество, режим (основными компонентами которого он считает ценности, нормы и структуру власти) и правление (сюда Истон относит конкретных людей, участвующих в непосредственных делах политической системы и признанных большинством граждан ответственными за свою деятельность). При этом следует различать поддержку сообщества в целом, поддержку режима и поддержку конкретного правительства. Например, можно быть патриотом своей родины, но презирать при этом существующий режим; поддерживать режим, одновременно не приемля действующее правительство; поддерживать правительство в целом, но негативно оценивать отдельных министров.

Решения и политические действия, осуществляемые системой в ответ на требования и поддержку, называют выходами. По Истону, они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Решения и действия весьма трудно находят понимание и поддержку тогда, когда власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям. Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, Истон считает адаптацию, самосохранение, переориентировку усилий, изменение целей и т.д. А это возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Это особенно важно учитывать, если власть стремиться сохранить минимальный уровень поддержки политической системы. Более того, она должна искать новую основу поддержки. Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных явлений.

Иной вариант анализа политической системы предложил Г. Алмонд. С точки зрения Алмонда, политическая система - это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур. Определение политической системы как системы взаимодействия, выполняющей функции интеграции и приспособления общества к условиям внутренней и внешней среды средствами легитимного применения или угрозы применения насилия, отражало стремление Алмонда уйти от нормативно-институционального подхода. Политические институты не исключались им из поля зрения исследователя, как у Истона, но акцент в их изучении переносился с правового статуса и компетенции на функциональный аспект.

Вслед за Истоном Алмонд выделяет функции "входа" и "выхода", группируя их по типам сложившихся в западных демократиях функций политических институтов.

Функции входа:

1. Политическая социализация и вовлечение в политику.

2. Выражение интересов (= группы интересов).

3. Интеграция интересов (= политические партии).

4. Политическая коммуникация (= средства информации).

Функции выхода:

1. Определение правил (= законодательная ветвь власти).

2. Применение правил (= исполнительная власть).

3. Контроль за соблюдением правил (= судебные органы).

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. В основном эти функции реализуются политическими партиями, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации состоят в установлении правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства) и контроль за соблюдением правил и норм (судебные органы), предполагающей истолкование законов, пресечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний.

Тем не менее, при характеристике политической системы в качестве осевой компоненты совершенно недостаточны такие категории, как среда, ситуация, контекст, взаимодействия, роли и т.д. Любая система или организация предполагает прежде всего структуры, институциональную инфраструктуру, на основе которых могут развертываться взаимодействие и взаимоотношения различных составляющих. Политическое устройство, политическую самоорганизацию общества невозможно представить себе без институциональной инфраструктуры.

Таким образом, политическая система - это совокупность политических институтов и организаций, норм, ценностей и отношений, в которых реализуется политическая власть . Понятие "политическая система", являясь одним из основных в политологии, позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Научное токование термина "политическая система" предполагает рассмотрение и понимание его, прежде всего как системы управления в первую очередь. То есть как процесса выполнения определенных функций. В зависимости от функций строится структура и сам процесс принятия решений внутри политической системы

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. В большинстве трудов, посвященных этому предмету, мы найдем следующий перечень функций :

· определение целей развития общества;

· властно-политическая интеграция общества ;

· регулирование режима общественно-политической деятельности;

· легитимация политического режима.

Выделяются также иные аспекты функциональной характеристики политической системы, например ,обеспечение целостного управленческого воздействия на общество, мобилизация ресурсов и т.д., но отмеченные представляются наиболее важными.

Целеполагание общества выступает как предвидимое будущее состояние, к которому осознанно стремятся люди и их организации. Определение целей в политике предполагает обозначение ориентиров, касающихся изменения властных полномочий, институтов, развития демократии, обеспечения интересов и т.д. Основное место занимают здесь приоритеты внутренней и внешней политики, а также целеполагание в таких актуальных сферах, как демография, экология и инновации. Если в условиях тоталитаризма политическое целеполагание носит директивный характер, то в демократических системах - ориентирный, построенный на различных футурологических версиях и сценариях внутреннего и международного развития.

Интегративная функция политической системы в ее властном измерении означает, что все основные действия в обществе должны протекать в определенных рамках. Речь идет, во-первых, об общеобязательности государственных велений, опирающихся на принудительную силу. Во-вторых, об использовании права, закона для общезначимого регулирования общественных отношений. В-третьих, о придании политики общественного авторитета, о степени развития либо демократии и самоуправления, либо авторитарного политического режим и режима отчуждения. В-четвертых, об известной субординации и координации институтов политической системы и их звеньев. Эта функции осуществляется главным образом при помощи государственной власти, но не стоит всю сводить к последней. В политике действуют также негосударственные объединения (в первую очередь партии и другие политические объединения) и применяются неэтатисткие методы воздействия , которые консолидируют членов общества.

Большое значение имеет функция регулирования режима общественно-политической деятельности . Имеется в виду установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимоотношений между собой, с государством, которые бы обеспечивали соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений. Конфликты протекают в определенных рамках, которые задают различные нормы, идеалы и ценности. Отсюда проистекает динамичность политического режима с одними и теми же институтами.

Каждая политическая система своим существованием обязана функции легитимации (законности), под которой следует понимать минимально необходимую степень соответствия реальной политической жизни официальным политически и правовым нормам. Ни один политический режим сегодня не существует без такого нормативного оправдания.

Функции политической системы не являются неизменными. Они постоянно развиваются с учетом конкретной исторической обстановки. Появляются новые подфункции, на которые распадаются очерченные выше круги деятельности политической системы.

Политическая система состоит из подсистем и элементов. Каждая подсистема обладает собственной целью, но это не означает, что она может существовать самостоятельно от главной системы. По функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы : институциональная, регулятивная, идеологическая, коммуникативная.

Институциональная подсистема , состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений, включает в себя государство , политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство. Нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно. Выделение понятия "политическая система" диктуется тем, что оно свободно от правоведческих и законоведческих значений, ассоциируемых с понятием "государство". Его концептуальное значение шире и позволяет включать феномены и процессы, не всегда отождествляемые с собственно государством. Тем не менее, без государства нет политической системы.

Среди других политических институтов особое место занимают партии. В отличии от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и т.п.), которые ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за руководство государством, за удовлетворение интересов, которые они представляют.

К опосредующей субсистеме относятся средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение, которые традиционно обозначают термином "четвертая власть". При этом имеются в виду независимость СМИ и их огромная роль в формировании общественного мнения.

Регулятивная подсистема выступает как совокупность политико-правовых норм и нравственных принципов, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.). Ряд социально-политических норм непосредственно создается органами государства (правовые нормы), другие - общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относится мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от конкретной культуры.

Идеологическая подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень ( политическая психология : чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения).

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти.

Наши рекомендации