Международные организации как субьекты мировой политики.

Кроме государств важнейшим субъектом мировой политики являются международные организации. Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава.

Наиболее фундаментальный критерий классификации международных организаций – характер членства. По этому критерию выделяют межправительственные международные организации (МПО), создаваемые государствами на основе договоров, и неправительственные (МНПО), объединяющие негосударственные институты и граждан ряда государств.

Международные организации – явление историческое и динамично развивающееся. Заметное повышение их активности произошло уже в XIX веке в связи с наличием значительного числа суверенных государств; интенсификацией контактов между ними; обеспокоенностью проблемами, возникающими в результате этих контактов; осознанием необходимости создания международных институтов для систематическое регулирования отношений между государствами. Первыми международными организациями в современном понимании были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный Красный Крест, появившийся в 1860-х годах, и др.

С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций на мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй половины 40-х годов до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти двадцать тысяч разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно две тысячи имеют статус наблюдателя при ООН.

Основными причинами стремительного увеличения количества межправительственных и неправительственных международных организаций были: тяга народов к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне; осознание опасности эскалации международных конфликтов и необходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования; потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем; стремление государств, которые обрели независимость после распада колониальной системы, к усилению своего влияния на мировую политику. Вместе с тем, окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда организаций бывшего социалистического содружества – Организации Варшавского Договора, Совета Экономической Взаимопомощи и др.

Межправительственные организации проявляют себя в международной жизни в двух ипостасях: с одной стороны, образуя поле кооперативного взаимодействия между государствами-членами, а с другой – выступая в качестве специфических акторов на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику мировой политики. В таких организациях могут складываться ситуации, когда преобладают интересы одного из участников, а другие обеспечивают поддержку лидеру в расчете на покровительство с его стороны или содействие в осуществлении собственных целей.

Существуют различные типологии межправительственных организаций, позволяющие систематизировать знание о них. Наиболее распространенной является классификация на основе двух критериев: по территориальному принципу и в соответствии со сферой деятельности.

Исходя из первого критерия выделяют:

региональные организации, например, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ) и др.;

межрегиональные организации – Организация Исламская конференция (ОИК), Содружество Независимых государств (СНГ) и др.;

субрегиональные (Бенилюкс).

В соответствии со вторым критерием различают:

организации экономического характера, охватывающие сферу финансов и торговли, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.;

организации в отдельных отраслях мирового хозяйства, например, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.;

организации в области культуры и спорта, например, Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

военно-политические организации, например, Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС);

универсальные организации: Лига Наций, Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Следует отметить, что классификация межправительственных организаций по вышеприведенным критериям (территориальное расположение, сфера и направленность деятельности) носит условный характер, поскольку многие организации отвечают обоим критериям, выполняя, скажем, не только экономические, но и политические функции. Такие, к примеру, организации, как Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, содействуя развитию в государствах либеральных рыночных отношений, решают одновременно и политическую задачу – укрепление демократических режимов, распространение прогрессивных форм правления. Важную роль в поддержании стабильности на региональном и глобальном уровнях играет созданная в 1975 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членами которой являются все европейские государства, а также США и Канада.

Наиболее крупная универсальная организация – ООН, объединяющая свыше 190 государств. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые функционируют в международных отношениях одновременно и как ее структуры, и как самостоятельные субъекты. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии);

МВФ (Международный валютный фонд);

Международный суд;

МОТ (Международная организация труда);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами образования, культуры и науки);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

Некоторые надгосударственные организации обладают атрибутами политической власти. Это относится прежде всего к ООН. Ее органы могут принимать решения, являющиеся для всех членов мирового сообщества или обязательными (резолюции Совета Безопасности), или рекомендательными (постановления сессий Ассамблеи ООН). Вместе с тем государственный суверенитет ограничивает возможности ООН в применении широкомасштабных экономических санкций по отношению к странам, не выполняющим резолюции Совета Безопасности, в использовании военной силы – по отношению к агрессору или для миротворческих целей.

В последние десятилетия ООН в значительной степени утратила способность творчески реагировать на новые вызовы в международной сфере. Это вызвано прежде всего тем обстоятельством, что она не отражает новую конфигурацию сил, сложившуюся в мире. Поэтому не случайно многие проблемы мировой политики решаются сегодня не в ООН, а в рамках «семерки», «восьмерки», ЕС, НАТО и т.д.

Наши рекомендации