Начало эпохи государственного регулирования
В 1929-1933 гг. мир потрясла «великая депрессия» – самый разрушительный в истории экономический кризис. Ущерб от него равнялся потерям в Первой мировой войне. Он показал, что не только рыночный механизм, основы которого продолжали действовать, но и деятельность монополий уже не обеспечивают нормального функционирования и развития хозяйства. Советская экономика почти не была задета кризисом. Но перейти, как СССР, к плановому ведению хозяйства западные страны, разумеется, не могли. И все же без достаточно жесткого государственного вмешательства, выйти из кризиса было невозможно. К 1933-1935 гг. обозначились несколько основных моделей государственного регулирования экономики.
После прихода национал-социалистской рабочей партии к власти в Германии в 1933 г. устанавливается террористическая диктатура, вводящая жесткое государственное регулирование и фашистский режим, контролирующий экономику и прочие сферы. Используя популярность идеи построения социализма (общества социальной справедливости), нацисты объявили его своей целью. Но хотя государственные планы экономического развития ограничивали свободу предпринимательства, большая часть собственности оставалась в руках буржуазии. Ни об участии трудящихся в управлении, ни о равенстве, ни о социальной справедливости не было речи. Вскоре после прихода к власти гитлеровцы уничтожили около 200 тыс. чел. и 3 млн. чел. отправили в концлагеря. Главным же в нацизме был агрессивный шовинизм, основанный на расизме и антисемитизме и ориентированный на мировую войну.
Совершенно иной вариант госрегулирования предложили шведские социал-демократы, вторично (после 1920 г.) пришедшие к власти в 1932 г. Они (как и другие партии, входившие в Социалистический интернационал) видели свою цель в постепенном переходе от капитализма к социализму с помощью реформ, таких как установление 8-часового рабочего дня, введение социального страхования, заключение соглашений между буржуазией и профсоюзами о решении спорных вопросов путем переговоров и др.
В 1933 г. после победы на президентских выборах в США лидера буржуазной демократической партии президента Франклина Д. Рузвельта начинаются реформы («новый курс Рузвельта»), официально направленные на стабилизацию капитализма, но фактически аналогичные проводимым в Швеции, хотя и в большей степени связанные с привлечением монополий к госрегулированию: создание национальной администрации по оздоровлению промышленности, введение социального страхования и т.д. Такая политика Демократической партии США и социалистических партий Европы получила название «неолиберализм».
Итак, к середине 30-х гг. идеи госрегулирования нашли наиболее яркое воплощение в четырех моделях: 1) советской, 2) германской, 3) шведской и 4) американской. Для трех из них (1, 2, 3) были характерны социалистические лозунги, для трех (2, 3, 4) – сохранение экономического господства буржуазии, для двух (1, 2) – диктаторский, тоталитарный режим и административно-командные методы руководства экономикой, для двух (3, 4) – неолиберальный режим и сочетание экономических и административных методов в регулировании производства. Экономические и политические элементы этих систем в различных сочетаниях были использованы и в других странах. В целом можно считать, что после эпохи классического рыночного капитализма (приблизительно 1810–1870 гг.) и империализма (1870–1930 гг.) индустриальное общество вступило в эпоху государственного регулирования, которая продолжалась примерно до 1980-90-х гг.
К середине 30-х гг. серьезно обостряется международнаяобстановка: 1935 г. – агрессия Италии против Абиссинии (ныне Эфиопия), 1936 г. – вмешательство Германии и Италии в гражданскую войну в Испании и т.д. В 1936 –1937 гг. складывается военно-политический блок агрессивных государств (оформленный «Антикоминтерновским пактом») – союз Германии, Италии и Японии. Ему в военно-политическом плане реально могли противостоять, с одной стороны – СССР, а с другой – Англия, Франция и США. Однако взаимное недоверие и идеологические разногласия не позволили им создать систему коллективной безопасности и противодействия фашизму, хотя такие попытки предпринимались. Так, в 1935 г. СССР заключил соглашения с Францией и Чехословакией о взаимопомощи против агрессии. В то же время Мюнхенское соглашение (между Германией, Англией и Францией о решении территориальных проблем в Европе, 1938 г.) англо-германская и франко-германская декларации о ненападении (1938 г.) и советско-германский пакт о ненападении (1939 г.) больше способствовали не предотвращению войны, а ее развязыванию. Никакие договоры с Гитлером не могли изменить идеологию нацизма, изначально ориентированную на мировую войну.
Определенное противодействие распространению фашизма, а значит, и развертыванию новой мировой волны оказывали профсоюзы и левые партии. Однако их деятельности мешало отсутствие единства.
Коммунисты даже стали обвинять социал-демократов в «социал-фашизме» (пособничестве фашистам). Но в 1934 г. во Франции, после срыва попытки фашистского переворота левые партии объединяются в Народный фронт, который приходит к власти в 1936 г. Идея создания антифашистского народного фронта находит одобрение на VII конгрессе Коминтерна в 1935 г. Однако она в полной мере не была реализована. Международным итогом 30-х гг. стала новая мировая война.
Советская система госрегулирования в годы первой пятилетки приобретает форму директивного планирования и руководства экономикой. Поскольку уже в 1928/29 хозяйственном году удалось добиться небывалого (23,7%) промышленного роста, начинается его подхлестывание. Появляются призывы выполнять пятилетку в 4 года, в 3 и даже – в 2,5 года. В 1931 г. Председатель СНК В.М. Молотов требует увеличения темпов роста по некоторым видам продукции до 45% (!) в год.
Погоня за цифрами, строительство предприятий без соответствующей подготовки квалифицированных рабочих и инженеров привели к падению этого показателя в 1933 г. до 5%. Форсированный рывок в промышленности неизбежно был связан с усилением административного нажима, падением уровня благосостояния населения, особенно в деревне. В то же время был и массовый энтузиазм трудящихся, проявившийся в развитии социалистического соревнования, первой формой которого стали ударные бригады, принятии «снизу» встречных планов и т.д.
Тяжелыми последствиями для крестьян обернулся переход зимой 1929 г. к сплошной коллективизации и реализации лозунга, выдвинутого И.В. Сталиным, о «ликвидации кулачества как класса». Хотя кулачество составляло около 4% крестьян, в некоторых районах число «раскулаченных» доходило до 10-15%.
В ходе коллективизации нарушались основные принципы кооперирования: постепенность, добровольность и помощь государства. Большинство крестьян насильственно загонялись в колхозы. Допускалось «перескакивание» через ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли) и артели (колхозы) к коммуне. Государство еще не могло обеспечить колхозы техникой, кадрами и т.д.
К марту 1930 г. было объединено 60% хозяйств. Однако массовый забой скота и свыше 2 тыс. вооруженных выступлений крестьян привели к принятию постановления ЦК, разрешающему выход из колхозов. После этого в них осталось 23,6% крестьян. Но к концу пятилетки этот показатель вновь составил 60%.
Однако хозяйственная политика сталинского руководства (в частности, изъятие почти всего произведенного) не позволила колхозам стать рентабельными и стала главной причиной голода 1933 г., унесшего несколько миллионов человек. За годы 1-й пятилетки упало производство зерна, более чем в 2 раза сократилось поголовье скота.
Видя падение темпов производства, И.В. Сталин поспешил заявить, что пятилетний план уже в 1932 г. (т.е. за 4 года и 3 месяца) выполнен, хотя практически он был недовыполнен в 6 важнейших промышленных отраслях, не говоря о сельском хозяйстве.
Ценой больших усилий было построено 1500 крупных предприятий (среди них ГАЗ, Уралмаш и др.), созданы новые отрасли промышленности (автомобильная, авиастроение и др.). Объем производства тяжелой индустрии увеличился в 2 раза. Ликвидирована безработица. Тогда утверждалось, что в итоге 1‑й пятилетки в СССР был создан «фундамент социализма». По этому поводу можно спорить, но бесспорно то, что появился «фундамент» промышленного роста и одновременно – административно-командной системы (АКС) управления экономикой.
Вторую пятилетку (1933–1937 гг.) характеризует переход от политики «большого скачка» к более взвешенным подходам к темпам развития и управлению. Главная экономическая задача на пятилетку, сформулированная ХVII съездом ВКП(б) в 1934 г., заключалась в доведении до конца технической реконструкции народного хозяйства. Появилась новая форма соцсоревнования – стахановское движение. От ударничества его отличало активное применение новой техники и более рациональное разделение труда в бригадах. Это способствовало росту производительности труда, который за 5 лет составил 82% вместо 53% по плану. Деревня насыщается техникой. В 1935 г. принимается более четкий новый «Примерный устав сельскохозяйственной артели». К 1937 г. коллективизация охватывает 93% крестьянских хозяйств. В 1935–1936 гг. удается отменить карточную систему.
По официальным данным 2-я пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Хотя завершить техническую реконструкцию народного хозяйства не удалось, 80% продукции выпускалось на полностью реконструированных и новых предприятиях (последних было построено 4,5 тыс.). Промышленное производство увеличилось в 2,2 раза. Была достигнута экономическая независимость страны. По объему промышленного производства СССР вышел на второе место в мире после США.
В связи с этим ХVIII съезд ВКП(б) в 1939 г. ставит основную экономическую задачу на третью пятилетку: «Догнать и перегнать развитые капиталистические страны по промышленному производству на душу населения». Из-за усиления военной угрозы с 1939 г. проводится реорганизация и перевооружение армии новой техникой (танки Т-34 и др.). Выполнению третьей пятилетки (1938–1942 гг.) помешала война. Тем не менее изменения в развитии народного хозяйства к концу 30-х гг. были вполне ощутимы. Национальный доход за годы пятилеток вырос в 5 с лишним раз, валовая продукция промышленности – в 6,5 раза. Правда, индустриализация охватила в основном тяжелую промышленность. Планы развития легкой промышленности систематически не выполнялись. Валовая продукция сельского хозяйства в 1936–1940 гг. оставалась в основном на уровне 1924–1928 гг.
Таким образом, в 30-е гг. индустриально развитые страны вступают в эпоху государственного регулирования. Появляются 4 новых модели индустриального общества.
В СССР были осуществлены индустриализация и коллективизация, в основном проведена техническая реконструкция народного хозяйства, утвердилось перспективное комплексное планирование и сложилась АКС управления экономикой, была ликвидирована многоукладность экономики и капиталистическая эксплуатация. Частников оставались единицы. Победила общественная собственность в государственной и колхозно-кооперативной формах (хотя колхозы в условиях АКС мало чем отличались от госпредприятий – совхозов). Нэповская экономика сменилась государственно-социалистической.