Тематика самостоятельных работ. 1.Революционные идеи в труде Ж
1.Революционные идеи в труде Ж. Мелье «Завещание».
2.Причины французской буржуазной революции XVIII и основные этапы её развития.
3.Политические взгляды Ж.-П. Марата.
4.«Декларация прав человека и гражданина» (1789) – Манифест Великой французской революции.
5.М. Робеспьер – вождь якобинского движения.
6.Сравнительный анализ Конституций Франции периода революции XVIII в.
7.«Заговор во имя равенства»: действующие лица и политическая программа.
Задания и упражнения.
1.Чем было обусловлено обострение идейно-политической борьбы во Франции накануне Революции?
2.Чьи интересы защищало правительство?
3.Какие идеологические предпосылки были созданы до начала революции?
4.Какие политические цели ставили в ходе революции конституционалисты, жирондисты, якобинцы?
5.В чем заключался крайний радикализм Ж. П. Марата, и М. Робеспьера?
6.Какую программу перехода к коммунизму разработал Г. Бабеф и какие средства для её выполнения он выбрал?
7.Как размежевалось в годы революции третье сословие?
Четвертое занятие.
1.Итальянское Просвещение. Политико-правовое учение Д. Вико.
2.Учение Ч. Беккариа о преступлениях и наказаниях, разработка принципа законности.
3.Просветительское движение в Германии. Концепция естественного, догосударственного общества С. Пуфендорфа и его учение о государстве.
4.Политические взгляды Х. Томазия и Х. Вольфа. Просветительская миссия Г.В. Лейбница.
Термины:
Просвещенная монархия– по мнению просветителей, это власть, справедливо действующая на основе и в рамках божественных и человеческих законов во имя общего блага, включающего наряду с последним также свободу и частные интересы людей.
Циклическое развитие (от греч. «круг») - совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени.
Философия истории – раздел философии, объясняющий смысл, закономерности, основные направления исторического процесса, раскрывающий методы его познания. Термин введен Вольтером.
Монада (от греч. «единица») – индивидуальная субстанция всего существующего, нечто нематериальное, единое и неизменное, обладающее самостоятельностью. Сущность монады – деятельность. Лейбниц характеризует монады как бессмертные жизненные начала. Каждая из них зеркало вселенной, микрокосмос. Все мироздание – совокупность монад. Высшей монадой является Бог – носитель вечных истин.
Теодицея (от греч. Бог + справедливость) – «оправдание Бога», доктрина(ы), стремящаяся согласовать разумное божественное управление миром с наличием зла, темных сил. Термин введен Лейбницем.
Персоналии:
Вико Джамбатиста (1668 – 1744)– итальянский мыслитель, теоретик социальной истории, которую понимал как объективный закономерный процесс, протекающий циклически. Каждый цикл состоит из трех фаз: 1) теократическое правление на основе божественного права, когда все делали боги и люди в это верили; 2) героическое правление, т.е. правление аристократии, оптиматов на основе героического права (права силы, сдерживаемого религией); 3) человеческое правление на основе человеческого права, когда все уравнены законом вследствие природного равенства людей. Хотя он идеализировал третью фазу исторического развития (буржуазное общество), эта идеализация носила в то время прогрессивный характер. Главный труд Вико - «Основания новой науки об общей природе нации».
Беккариа Чезаре (1738 – 1794) – итальянский философ, юрист, публицист, автор трактата «О преступлениях и наказаниях», сделавший имя автора широко известным. Будучи просветителем, гуманистом, он высшими ценностями личности, общества, государства определял свободу, честь и достоинство человека, общественный порядок, достигаемый законами, сознательностью людей, их самодисциплиной. Беккариа понимает закон как своеобразный договор свободных людей, но на практике он таковым не являлся. Беккариа критикует пороки феодального строя, в том числе и за то, что законы являются выполнением «желаний ничтожного меньшинства». Он формулирует новые идеи и принципы уголовного законодательства, судопроизводства и исполнения наказаний, требует буквального исполнения закона, равенства всех перед законом. Наказание должно быть, по своей сути, неизбежным, незамедлительным, соразмерным преступлению, предусмотренным в законе, гласным. Он выступал за отмену смертной казни, хотя и с оговорками. Его учение повлияло на гуманизацию юстиции в европейских странах.
Пуфендорф Самуэль (1632 – 1694) – немецкий юрист, представитель естественно-правового учения в Германии. Свое учение изложил в труде «О праве природы и праве народов в восьми книгах». Позднее популяризировал его под названием «Об обязанностях человека и гражданина по естественному праву в двух книгах». Он синтезировал идеи Ж. Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса. Данный трактат представляет собой морально-политические наставления в законных правах человека и гражданина, вытекающих из его природы. В число прав и обязанностей человека входит: признание естественного равенства людей, обязанность быть гуманными, обязанности в отношении собственности, обязанности родителей и детей, господ и рабов, обязанности суверена, обязанности граждан обязанности по отношению к языку (законное и полезное употребление языка для человека есть естественный закон; никто не должен обманываться с помощью языка, лгать). Предметом естественного права, таким образом, Пуфендорф считает совокупность универсальных общественных обязанностей, общих для всех людей. Они делают человека способным к социабельности (общежительности) с другими людьми.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716)–немецкий философ, историк, юрист, языковед, математик, физик – предшественник немецкой классической философии. Основные сочинения: «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология», «Рассуждения о метафизике». Все политико-правовые взгляды Лейбница пронизаны идеями научного прогресса и просвещения во имя блага людей.
Томазий Христиан (1655 – 1728) – немецкий юрист и философ, последователь Пуфендорфа. Основной труд «Основы естественного права». Государство у Томазия – естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия. Оно не должно посягать на духовную свободу личности. Томазий осуждает практику полицейского государства.
Вольф Христиан (1679 – 1754) – немецкий философ-рационалист, идеолог раннего просвещения, популяризатор идей Лейбница. Главный труд – «Естественное право, изложенное научным методом». От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Все люди свободны. Нравственный закон природы - делай добро и избегай зла.
Литература.
Антология мировой политической мысли. Т.I. , Ч. 3: Ч, Беккариа. О преступлениях и наказаниях.
Антология мировой правовой мысли. Т. 2./ С. Пуфендорф, Х. Томазий/, Т.3. /Ч. Беккариа, Д. Вико/
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М.,1995.
Берлин И. Философия свободы: Европа. М.,2001.
Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Пер. с итал. М. 1994.
История Европы. В 8 томах. Т.4. Европа Нового времени . XVII-XVIII вв. М. 1994.
Кисель М.А. Джамбатиста Вико. – М., 1980.
Лессинг и современность. Сб. статей. М. 1981.
Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.В. Лейбница.
Мудрагей Н. С. Философия истории Д. Вико // Вопросы философии, 1996, №10.
Перевезенцев С.В. Учитель М.В. Ломоносова. Теория естественного права в трудах Х.Вольфа // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12 2008, № 3.
Решетников Ф. М. Беккариа. - М.: Юридич. литерат., 1987.