Понятие интеллектуальной собственности и особенности прав на интеллектуальнуюсобственность.

Правовое закрепление понятия «интеллектуальная собствен­ность» дается в Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемир­ную Организацию Интеллектуальной Собственности, 1967 г., уча­стником которой является Российская Федерация.

Согласно ст. 2 Конвенции 1967 г. интеллектуальная собствен­ность — это:

  • литературные, художественные и научные произведения;
  • исполнительская деятельность артистов, звукозапись, радио- и
    телевизионные передачи;
  • изобретения во всех сферах человеческой деятельности;
  • научные открытия;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наимено­вания и коммерческие обозначения, а также другие объекты интел­лектуальной деятельности в производственной, научной, литера­турной и художественной областях.

Как видно из приведенного перечня, не существует какого-то определенного числа или категорий объектов, которые бы относи­лись к интеллектуальной собственности. Это связано с тем, что про­цесс развития науки, техники, искусства не может иметь завершен­ный характер, а следовательно, постоянно расширяется круг объек­тов, охватываемых понятием «интеллектуальная собственность».

Интеллектуальная собственность включает объекты авторского права, смежных прав и промышленной собственности. Общим, объединяющим различные виды интеллектуальной собственности является то, что все они относятся к результатам творческой деятельности.

Само понятие «интеллектуальная собственность», несмотря на его закрепление в данной международной Конвенции, используется достаточно условно. В литературе часто обращается внимание на его неточность. Дело в том, что институт права собственности рас­крывают три правомочия — владение, пользование и распоряжение каким-либо овеществленным предметом. Нарушение любого из указанных правомочий собственника влечет за собой ответствен­ность со стороны нарушителя.

В случае с интеллектуальной собственностью классические три элемента права собственности не могут охарактеризовать права ав­тора или изобретателя на результаты их деятельности. Так, нару­шение авторского права может иметь место в случае, когда книга, в которой опубликовано произведение, является «целой и невреди­мой» и не изымается у автора (т. е. не выбывает из его владения, пользования или распоряжения), однако права автора при этом все равно нарушаются.

Использование понятия «интеллектуальная собственность» яв­ляется условным, потому что основной объект права собственно­сти — вещь — в данном случае не представляет интереса.

Объектом «посягательства» на интеллектуальную собствен­ность является не вещественная форма, а содержание результа­тов творческой деятельности. Так, защите подлежат не книги, не сборники документов, не ноты, а содержащаяся в них информация, которая, наряду с официальным печатным изданием, может быть выражена в черновиках или отдельных записях автора.

В подтверждение можно привести такой пример. Адвокат по ма­териалам одного из дел, в котором он принимал участие, написал статью, не успев ее опубликовать. Коллега, которому была переда­на копия рукописи, отдает ее в печать, не получив предварительно­го согласия автора (или вообще публикуя статью под своим собст­венным именем). Что получается? Рукопись реально остается у автора, при этом автор может осуществлять фактическое пользова­ние, владение и распоряжение рукописью, но, несмотря на это, права его уже нарушаются.

Так сложилось исторически: считалось, что только право собст­венности может защитить результаты творческой деятельности. Именно поэтому наряду с существованием классического понятия права собственности появилось другое понятие — «интеллектуаль­ная собственность».

Общим для этих двух понятий является то, что и вещное право (право собственности), и интеллектуальная собственность относят­ся к категории абсолютных прав: праву собственника соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от наруше­ния прав собственника. Любое лицо, нарушающее права авторов, изобретателей или исполнителей произведений, будет привлечено к гражданской, административной, а в некоторых случаях и к уго­ловной ответственности. При этом пределы и основания ответствен­ности устанавливаются в национальном законодательстве каждого государства.

Права на интеллектуальную собственность обладают рядом осо­бенностей по сравнению с вещными правами.

В юридической литературе в качестве основной особенности прав на интеллектуальную собственность (включая авторские, изобретательские и смежные права) указывается на отсутствие экстерриториального действия этих прав.

Отсутствие экстерриториального действия (или территориаль­ный характер) прав на интеллектуальную собственность состоит в том, что лицо, опубликовавшее произведение (или запатентовавшее изобретение) на территории одного государства, будет иметь защи­ту на территории только этого государства. Для признания своих прав в других государствах авторы или изобретатели должны по­вторно «заявлять» о своих правах: либо путем издания книги (для защиты авторского права), либо путем получения нового патента (для зашиты права на изобретение) на территории соответствующе­го иностранного государства.

В настоящее время такой необходимости в «дублировании» своих действий у авторов и изобретателей уже практически не существует, поскольку в области авторского и изобретательского права принято достаточно много международных конвенций, позволяющих преодо­левать «барьер» территориальности. Первоначально на региональ­ном, а впоследствии и на универсальном уровне были приняты международные конвенции, в которые была включена норма о взаимном признании государствами-участниками прав на интеллекту­альную собственность граждан этих государств.

Помимо территориального характера, права на интеллектуальную собственность имеют ряд других особенностей. К ним относятся:

  • ограниченный срок защиты;
  • специфическое содержание;
  • особый порядок передачи;
  • неотчуждаемость исключительных авторских прав;
  • качественный состав субъектов.

Остановимся подробнее на рассмотрении отмеченных особенно­стей, перечень которых нельзя считать исчерпывающим.

  • Срок охраны прав на интеллектуальную собственность озна­чает, что права автора защищаются на протяжении всей жиз­ни автора и, например, в течение 50 лет (как установлено в
    законодательстве большинства государств) после его смерти.
    Следует отметить, что в законодательстве каждого государст­ва срок охраны устанавливается по-разному. Так, в Германии
    этот срок ограничен всей жизнью автора и 70-ю годами после
    его смерти, в России, Англии, Франции, США — всей жиз­нью автора и 50-ю годами после его смерти.
  • Особенность объекта авторского права (результат творческо­го труда) накладывает отпечаток и на содержание тех прав,
    которыми пользуются авторы и изобретатели. Содержание
    прав на интеллектуальную собственность составляют имуще­ственные и личные неимущественные права.

К имущественным правам относятся: право на вознаграждение, право на публичное исполнение произведения, право на его пере­вод, право на переработку или на распространение произведения; право на получение патента, право на использование охраняемых патентом изобретений (или других объектов промышленной собст­венности) и некоторые другие права.

К личным неимущественным правам относятся: право признавать­ся автором произведения, изобретения (или любых других объектов интеллектуальной собственности) — право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту произведения и т. п.

Рассматривая имущественные и личные неимущественные пра­ва, следует обратить внимание на то, что в законодательстве каж­дого государства установлены свои виды авторских прав и опре­делены те виды деятельности, результаты которых рассматри­ваются как интеллектуальная собственность.

В качестве примера можно назвать Закон Российской Федера­ции «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., в ст. 7 которого перечислены объекты авторского права. Помимо распростра­ненных литературных, драматических и музыкальных произведе­ний, к объектам авторского права российский закон относит фотографические произведения, географические карты, эскизы, пантомиму, пластические, хореографические и другие произведе­ния. Указание «другие произведения» означает, что перечень объ­ектов авторского права не является исчерпывающим.

  • Передача прав на интеллектуальную собственность осуществ­ляется путем заключения специальных договоров: авторских
    договоров о передаче исключительных или неисключитель­ных прав — при передаче авторских прав и лицензионных
    договоров — при передаче прав на объекты промышленной
    собственности.
  • Неотчуждаемость прав на интеллектуальную собственность
    относится к личным неимущественным правам автора. В за­конодательстве некоторых государств личные неимуществен­ные права именуются и рассматриваются как моральные пра­ва1. В случае если авторское право передано по договору, то
    личные неимущественные (или моральные) права не переда­ются. Это значит, что в случае нарушения, например, права
    на имя (т. е. использование произведения без указания авто­ра) автор может обратиться с иском в суд о защите права ав­торства, даже если он заключил договор и передал свои иму­щественные права издательству.

Говоря о неотчуждаемости личных неимущественных прав, не­обходимо указать на то, что эти права являются бессрочными. Все ранее сказанное об ограничении срока защиты прав на интеллек­туальную собственность имеет отношение только к охране иму­щественных прав.

• Особенностью субъектного состава правоотношений в области
интеллектуальной собственности является то, что в качестве
авторов некоторых видов интеллектуальной собственности:
произведений искусства, науки, литературы, изобретений,
полезных моделей, промышленных образцов, фонограмм ис­полнений (смежных прав) — признаются только физические
лица, творческим трудом которых созданы эти произведения
или объекты промышленной собственности.

Однако сказанное ни в коей мере не означает, что субъектами правоотношений в области интеллектуальной собственности могут быть вообще только физические лица. Так, автор изобретения может уступить полученный патент на свое изобретение любому юридическому лицу, которое становится патентообладателем. В со­ответствии с российским законодательством подобная передача должна оформляться специальным договором об уступке патента, который считается действительным при регистрации его в Патент­ном ведомстве (ст. 10 Патентного закона Российской Федерации 1992 г.).

Необходимо отметить, что для некоторых объектов интеллекту­альной собственности право авторства вообще не устанавливается. Это касается товарных знаков, знаков обслуживания и наименова­ний мест происхождения товаров. Согласно ст. 2 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 г. товарный знак может быть зареги­стрирован на имя юридического лица или физического лица, осу­ществляющего предпринимательскую деятельность.

2. Международно-правовое регулирование авторских прав.

Вопрос о том, что входит в содержание интеллектуальной соб­ственности, решается не всегда одинаково: одни понимают под ин­теллектуальной собственностью все результаты творческой дея­тельности, другие рассматривают промышленную собственность отдельно, не включая ее в состав интеллектуальной. Однако, учи­тывая, что интеллектуальная собственность получила конвенцион­ное закрепление в Стокгольмской конвенции 1967 г., будем исхо­дить из определения интеллектуальной собственности, данного в параграфе 14.1, и включать в содержание интеллектуальной собст­венности три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленную собственность.

Изучение правового регулирования интеллектуальной собст­венности традиционно принято начинать с освещения правового ре­гулирования объектов авторского права.

С точки зрения международного частного права Российской Федерации регулирование правоотношений, осложненных ино­странным элементом, в области авторского права, как ив целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в между­народной форме, т. е. посредством международно-правовых норм. Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном за­конодательстве РФ.

Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственно­сти 1928 г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «мо­нументальности» действия международных норм: в 1986 г. был от­мечен 100-летний юбилей со дня принятия Бернской конвенции. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число кото­рых входят Российская Федерация, практически все бывшие союз­ные республики (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются более 150 государств.

Редакция Бернской конвенции за более чем вековую продолжи­тельность существования этой Конвенции претерпела неоднократ­ные изменения.

В последующие годы было проведено семь конференций, на ко­торых вносились соответствующие изменения в текст Бернской конвенции. Не случайно при опубликовании текста этой Конвенции в сборниках документов дается ссылка на Римский, Парижский, Брюссельский, Стокгольмский и другие Акты — по наименованию городов, где проходили конференции, посвященные ее пересмотру.

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971 г.

Прежде чем перейти к анализу основных положений Парижско­го Акта, следует вернуться к 1886 г., когда была принята сама Кон­венция, направленная на решение, по существу, единственной, но очень важной задачи — обеспечение охраны авторских прав граж­дан различных государств.

Государства-участники (а в 1886 г. участниками данной Кон­венции было всего 10 государств), принимая данную Конвенцию, не ставили перед собой цель подробно регламентировать права ав­торов. Основными задачами являлись, во-первых, закрепление принципа национального режима, во-вторых — предоставление ми­нимального объема охраны авторских прав. В данной Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на пре­доставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Первая конференция по пересмотру Бернской конвенции со­стоялась в 1896 г. в Париже. В новом тексте, именуемом Париж­ским Актом 1896 г., было закреплено понятие «публикация»; отме­нено ограниченное ранее 10-ю годами право автора на перевод (от­ныне авторы и их правопреемники могли пользоваться правом на перевод в течение всего действия авторского права).

В Парижском Акте 1896 г. было закреплено очень важное поло­жение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве — участнике этой Конвенции даже тогда, когда автор является гражданином государства, не входящего в Бернский союз. Таким образом, для применения этой Конвенции достаточно стало соблюдения одного из принципов: территориаль­ного(предоставление охраны произведениям, впервые опублико­ванным на территории государств-участников) или национального(предоставление охраны произведениям, автором которых был гра­жданин государства — участника этой Конвенции, независимо от того, на территории какого государства произведение было впер­вые опубликовано).

Последующим этапом в развитии Бернской конвенции стало проведение в 1908 г. Берлинской конференции. Именно на конфе­ренции 1908 г. был установлен срок охраны авторского права, рав­ный продолжительности жизни автора и 50 годам после его смерти. Берлинский текст расширил круг объектов произведений искусст­ва, включив в них произведения хореографии и пантомимы, кине­матографии, архитектуры и фотографии.

С развитием средств массовой информации, определенным про­грессом в области кинематографии, радиовещания появилась необ­ходимость в правовом регулировании новых видов распростране­ния произведений. Это нашло отражение в ходе проведения в 1928 г. Римской конференции. Появилась норма о признании за ав­тором права на трансляцию произведения по радио, которое было включено в перечень личных неимущественных прав авторов.

Дальнейшие изменения положений Бернской конвенции были сделаны в ходе конференций, проходивших в Брюсселе и Париже. При этом каждая конференция вносила существенные коррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охра­ны отдельных прав авторов. Параллельно изменялось и внутреннее законодательство государств — участников Бернского союза.

Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась ю система защиты прав авторов и на американском континенте. Пер­вым шагом стало принятие в 1889 г. на конференции в Монтевидео Конвенции о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принци­пом данной Конвенции стал принцип национального режима.

В последующих американских конвенциях (Конвенции об ох­ране литературной и художественной собственности 1902 г., Кон­венции об охране патентов на изобретения, промышленных рисун­ков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906 г., Конвенции об охране лите­ратурной и художественной собственности 1910 г.) принцип нацио­нального режима был также закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав.

Гаванская конвенция 1928 г. явилась своего рода итогом разви­тия правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была преду­смотрена не только защита литературных и художественных произ­ведений, но и кинематографических работ, произведений приклад­ного искусства.

Необходимо подчеркнуть, что Гаванская конвенция имеет мно­го общего с Римским актом Бернской конвенции. Оба эти докумен­та были приняты в 1928 г. и стали отражением развития литера­турной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной «индустрии». Более того, несмотря на отдельные отличия, принци­пиальных разногласий между Гаванской и Бернской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возник вопрос о необходи­мости выработки единой всемирной конвенции, посвященной защи­те авторских прав.

Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представ­ленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.

Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенст­вования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом Второй мировой войны. Работы по унификации возобновились лишь в 1946 г.: была принята новая конвенция на американском континенте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946 г., именуемая «Вашингтонская конвенция», а в 1948 г. на конференции в Брюссе­ле была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

Наконец, в 1952 г. была принята Всемирная конвенция об ав­торском праве, работа по согласованию текста которой осуществля­лась в течение трех лет. В юридической литературе отмечается, что существенной особенностью Всемирной конвенции является то, что в ней первоначально регулировалось только одно правомочие авто­ров — право на перевод. (Указ. учебник М.М. Богуславского. с. 364). Однако более заметным и памятным не только для юри­стов, но и для авторов, является закрепление в Конвенции 1952 г. положения о соблюдении определенных формальностей для охра­ны произведения (указание специального символа с, обладателя ав­торского права и года первого выпуска произведения в свет). В от­личие от Бернской конвенции, которая имеет обратную силу, Все­мирная конвенция обратной силы не имеет.

Так же как в Бернской и в американских конвенциях, во Все­мирной конвенции основополагающим был закреплен принцип на­ционального режима: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Одной из основных проблем в применении Всемирной конвен­ции оказалось существование, наряду с ней, других источников ав­торского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию были включены нормы, посвященные ее взаимодействию с другими кон­венциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Дек­ларация, прилагаемая к ст. XVII, определяющая порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно ст. XVIII Всемирной конвенции последняя не затрагивает межамерикан­ские.

Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-право­вых норм, количество которых значительно меньше, чем аналогич­ных норм, включенных в Бернскую конвенцию:

— положение о том, что авторское право включает исключи­тельное право автора переводить, выпускать в свет переводы и раз­решать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняе­мых на основании этой Конвенции;

— срок охраны произведений, на которые распространяется

действие этой Конвенции, не может быть короче периода, охваты­вающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

— понятие «выпуск в свет» означает воспроизведение в ка­кой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Следует заметить, что в соответствии с положениями самой Конвенции споры между государствами по поводу толкования или применения Всемирной конвенции передаются на рассмотрение Международного суда ООН.

В заключение рассмотрения вопроса о международной системе защиты авторского права следует отметить Парижские конферен­ции 1971 г., на которых были пересмотрены Бернская и Всемирная конвенции. Так, во Всемирную конвенцию была включена статья об охране таких имущественных прав авторов, как право на воспро­изведение своего произведения любыми способами, право на пуб­личное исполнение и радиотрансляцию. Сам факт проведения Па­рижских конференций и пересмотр двух основных источников в области авторского права заслуживает внимания, поскольку свиде­тельствует о значимости охраны авторских прав на международном уровне.

Наши рекомендации