Функции государства и функции государственного управления.
Лекция № 2. Государство как субъект управления
Общественными процессами.
Сущность и основные черты государства как субъекта управления.
Государство – это политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придать своим решениям общеобязательный характер.
С точки зрения теории государства и права, государство характеризуется следующими сущностными чертами:
1) государство – это политическая форма организации общества. Форма упорядочивания жизни людей, обеспечения его целостности и безопасности;
2) государство – это легитимно узаконенная властная сила общества. Как субъект политического руководства оно формирует особые институты, структуры, органы и учреждения президентской, парламентской, исполнительной и судебной власти, финансируемой из средств государственного бюджета;
3) государство – это территориальная организация власти и населения;
4) государство объединяет людей в форме такого юридического института как гражданство. Государство устанавливает гражданство, подданство, определяет статус беженца, предоставляет политическое убежище и т.д.;
5) государство – единственный социальный институт, который обладает монополией на законодательную деятельность и государственно-управленческое нормотворчество;
6) государство обладает легитимным правом на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций;
7) государство – ведущий компонент системы общественного самоуправления. Государство и верховное политическое руководство можно рассматривать как форму общественного самоуправления в огромных масштабах всей страны;
8) государство в отличие от других социальных структур, обладает суверенитетом, т.е. верховенством и независимостью, самостоятельностью в принятии и проведении в жизнь государственных решений внутри страны и независимостью в международных делах;
9) важный признак, который свойственен только государству, - наличие собственной налоговой системы;
10) многие суверенные государства имеют собственную национальную валюту.
Функции государства и функции государственного управления.
Функции государства – это основные направления деятельности государства и его структур, обусловленные целями, социально-политической сущностью и характером стоящих перед государством задач. Внутри страны государство реализует следующие функции:
1) Политическую функцию: обеспечение народовластия, регулирование отношений между различными классами, слоями, нациями, религиозными конфессиями, центром и регионами по поводу власти, ее удержания и использования в интересах обеспечения социального спокойствия, сотрудничества, разрешения возможных противоречий и конфликтов. Многие из перечисленных функций закреплены на конституционном уровне.
2) Правоохранительную функцию, включая функцию легализованного принуждения: упорядочение совместной жизни людей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов.
3) Административную функцию: контроль и надзор за исполнением общеобязательных правил и предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам, включая выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объектов. Эта функция является ведущей для всех органов исполнительной власти. Для них установлена также функция по управлению государственным имуществом, в том числе переданного в оперативное управление государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям и учреждениям.
4) Экономическую функцию, суть которой изложена в Конституции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституционно гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
5) Социальную функцию, имеющую своей целью обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого.
В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только социальных полномочий государства, но и государственного управления в целом.
В соответствии с Конституцией (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, заявлено, что его политика направлена на создание благоприятных условий для достойной жизни человека и свободного развития личности. Отсюда вытекает его первоочередная задача - обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. А именно, возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, забота о семье, матери и ребенке, оптимальное социальное страхование, достойное пенсионное обеспечение, возможность получения качественного образования и медицинской помощи, пригодная для жизни экологическая среда, посильное налоговое бремя и, что особенно важно, правовая защищенность;
6) Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производства, контролирует соблюдение экологических стандартов, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.
На международной арене реализуются внешние функции государства - основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государства являются логическим продолжением его функций внутри страны. Своеобразие реализации этих функций состоит в том, что каждое государство стремится проводить политику в русле своих национальных интересов, которые по тем или иным причинам могут не соответствовать интересам другого или других государств.
Речь идет о следующих функциях:
1. Функция международного сотрудничества по поддержанию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверенитета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством дипломатических усилий, активного участия в работе Совета Безопасности ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом, «группой двадцати», «группой восьми», «Шанхайской организацией сотрудничества» и другими международными организациями.. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разведывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных сооружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональном уровнях;
2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с другими государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансового сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаимодействует с Международной организацией труда (МОТ), Всемирной торговой организацией (ВТО), Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами БРИКС; АТЭС; странами Шанхайского соглашения и другими организациями;
3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет участие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океанографической комиссии и других международных специализированных учреждений. Загрязнение природы «не признает» национальных границ и распространяется на все мировое пространство, что требует строго скоординированной и целенаправленной деятельности всех государств. Международное сотрудничество в области экологии происходит в основном договорным путем, который регламентирует совместное использование морских бассейнов и воздушных пространств, флоры и фауны, защиту животного и растительного мира;
4. Функция международного культурного, научного и спортивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударственных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур.
Функция координации в этой сфере возложена на МИД России.
Функции государства реализуется в рамках четырех основных направлений – правотворческой, исполнительно-распорядительной, правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности в трех основных формах – правовой, организационной и воспитательно-идеологической.
Функции государства и функции государственного управления – понятие близкие, но не тождественные. Общее между ними состоит в том, что те и другие являются властным управляющим воздействием, нацелены на решение важнейших общественных задач и государственных предначертаний. Однако функции государства значительно шире, ведь к основным направлениям деятельности любого государства, кроме собственно государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности), относятся правотворчество, правосудие, надзор и контроль. Государственное управление предполагает более активное и совершенно конкретное воздействие на управляемые объекты.
При построении функциональной структуры управления исходят из того, что:
во-первых, несущей конструкцией этой системы являются базовые функции государства, в рамках которых реализуются управленческие функции конкретных государственных органов - президента, правительства, министерств, комитетов, служб и агентств, губернаторов, глав администраций и других властных структур. По сферам влияния государственное управление осуществляется в масштабах всей страны и отдельных ее административно-территориальных образований (краев, областей, республик, округов), отдельных сфер жизнедеятельности людей и отраслей производственной деятельности. По характеру управляющего воздействия оно бывает директивным (командно-административным, мобилизационным), координационно-регулирующим, воспитательным. По направленности управляющего воздействия функции делятся на внутренние и внешние;
во-вторых, из того, что государство и каждый его орган может успешно выполнять лишь те функции, которые детерминированы потребностями и интересами общества и отдельных его подсистем;
в-третьих, каждый вышестоящий орган должен брать на себя лишь те функции, которые не в состоянии реализовать нижестоящий орган. При этом должна быть обеспечена «проходимость» управляющих команд сверху вниз без каких-либо деформаций и искажений;
в-четвертых, функции государственного управления должны быть оптимальными и соответствовать компетенции государственного органа. Ограниченность обязанностей при больших правах и ресурсах и, наоборот, избыток функций при ограниченных правах и ресурсах непременно ведут к бюрократизации государственного управления и безответственности. Лишь правильная конфигурация функций, грамотное их ресурсное обеспечение позволяют организовать эффективное государственное управление;
в-пятых, функции государственного управления могут и должны быть реализованы только в строгом процессуальном порядке. Кроме того, они должны быть соответствующим образом юридически обеспеченными. Каждый государственный орган, каждое его структурное подразделение и подведомственное учреждение должны действовать в строгом соответствии с утвержденными уставами, положениями и административными регламентами; каждая должность должна иметь свой статус, каждый работник должен наделяться не только общими, но и вполне конкретными правами и обязанностями. Каждый должен персонально и в полном объеме нести ответственность в соответствии с административным и трудовым законодательством, административными, должностными регламентами и служебными контрактами. Отсутствие подобной организационно-правовой определенности однозначно ведет к неразберихе и безответственности. На этом управление заканчивается и начинается только лишь его видимость.
Важным элементом систематизации функций управления является закрепление процедур их реализации в административных регламентах - нормативных правовых актах, закрепляющих сроки, последовательность, процедуры и содержание деловых процессов при осуществлении управленческих функций. Введение административных регламентов позволяет обеспечить прозрачность осуществления функций, регламентировать деятельность органов исполнительной власти, устранить параллелизм, противоречивость и необоснованную закрытость (секретность) при принятии и реализации управленческих решений. И самое главное - обеспечить более эффективный контроль деятельности должностных лиц.
3. Государственное управление и местное самоуправление: особенности статусно-функциионального взаимодействия.
Самостоятельно.