Гражданский форум оценивается сейчас, в первую очередь, как возможность налаживания диалога между властью и обществом.
В Челябинской области накоплен опыт эффективного взаимодействия общественных формирований как с населением, так и между собой, а также с местными властями. Стало традицией проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, на территориях проводятся фестивали, выставки, благотворительные марафоны, создаются другие формы партнерских отношений. Результатом совместной работы за год явилось исполнение социально значимых работ на территории области на сумму более 750 млн. рублей дополнительно к бюджету области.
Мы предпочитаем не вести долгие разговоры о необходимости объединения и недопустимости противостояния, спорить и обсуждать проблему: "А почему же мы рядом, но не вместе?", - а своими руками терпеливо и постоянно выстраивать это объединение, подкрепляя его конкретными делами на локальной территории.
Мы - соседи по этой территории, нужно чтобы мы стали еще и собратьями, живущими на ней. Для этого уже само планирование и запуск процесса консолидации всех сторон, заинтересованных в социально-экономическом развитии и повышении благосостояния населения, лучше будет осуществляться совместными усилиями.
Ресурсы, которые мы можем использовать в своем взаимодействии на общее благо - не только финансовые, но и информационные, кадровые, образовательные, культурные, организационные и т.д. Нужно только научиться складывать их по принципу взаимодополнения: каждый должен делать то, что он умеет и может делать лучше других.
Анализ опыта показывает, что объединяются и кооперируются между собой, в первую очередь, не структуры и организации, - в первую очередь объединяются люди. Люди с обостренной совестью, с чувством социальной ответственности за все происходящее вокруг. Люди - профессионально готовые выполнить свой гражданский долг и берущие на себя ответственность за получение зримых и социально-значимых результатов и их последствий для территории. Профессионалы, независимо от того, где они работают, понимающие, что главная их задача – это удовлетворение не своих собственных потребностей, а потребностей, интересов и нужд других, находящихся рядом людей.
Таких людей мы и приглашаем для участия в организации Гражданского Форума. Поэтому, относясь с уважением к инициативе ряда организаций, нужно продолжить поиск эффективных форм для привлечения организаций разного профиля и представителей власти к организации и проведению диалога.
Для этого мы постоянно обращаемся к средствам массовой информации с просьбой активно включаться в распространение информации и освещение мероприятий, проводимых общественными организациями.
Общественные объединения, имеющие сеть организаций на территории области, мы призываем активно включаться в совместную работу, анализируя и обобщая накопленный в общественных формированиях опыт движения на пути к гражданскому обществу.
Информация о Гражданском Форуме доводится до органов местного самоуправления территорий области в целях содействия общественно-гражданским инициативам в Челябинской области по реализации Программы общественного развития.
Анализ общественно-политической ситуации в области говорит о том, что демократические ценности и идеалы в обществе становятся приоритетными.
Согласно социологическим исследованиям, в 28 регионах России почти четверть населения так или иначе связана с деятельностью общественных организаций. В Челябинской области этот показатель выше. В области зарегистрировано около 2 тысяч общественных организаций. Общественные некоммерческие организации - это наиболее активная часть граждан, которые берут на себя решение многих государственных проблем, используя собственные ресурсы.
На сегодняшний день есть совершенно очевидный интерес к развитию гражданского общества со стороны власти, и Гражданский Форум должен способствовать формированию новой модели взаимоотношений власти и общества.
Некоммерческие организации, в том числе и общественные объединения: фонды, движения, организации, учреждения, - осуществляют свою деятельность в различных областях социальной сферы. Это - работа с подростками группы риска, с инвалидами и пожилыми людьми, работа по защите прав и интересов граждан. Здесь и экологические, и спортивные, и женские организации.
Не преувеличу, если скажу, что наши НКО вступили в новую фазу своего «эмоционального развития», когда вышли Постановления Губернатора Челябинской области с утверждением областных целевых программ, стимулирующих общественную активность, Постановление «О проведении областного благотворительного марафона» и постановление Главы города Челябинска о создании муниципального учреждения - Центра общественных объединений.
Согласитесь, достойно уважения, когда люди, в руках которых власть и подчиненные им управленческие структуры, не стремятся подменять общественные дела номенклатурными, а здравый смысл руководящими амбициями. В чем руководство области и муниципалитет увидел пользу от деятельности общественных объединений, почему заинтересован в их развитии?
Общественные организации, в отличие от жестко структурированных управленческих органов, более свободны и многообразны в выборе методов и форм своей работы. Они имеют опыт партнерства, способны находить дополнительные к бюджетным средства для выполнения своих программ.
Реально действующие и работающие общественные объединения являются огромным источником ресурсов - интеллектуальных, человеческих, и, далеко не в последнюю очередь, финансовых.
Пример работы «Женского содружества» достоин уважения и распространения.
Говоря о вопросах защиты подрастающего поколения от насилия и негативной информации, следует отметить, что в области по данным направлениям работает целый ряд общественных объединений. И они, осуществляя как самостоятельные, так и совместные с муниципальными учреждениями проекты и программы, могут стать одним из механизмов реализации концепции семейной политики.
Городская организация «Анастасия», общественная организация «Дом надежды» реализуют проекты, цель которых сохранение и помощь семьям, в которых воспитываются дети с психоневрологическими заболеваниями. Совместно с редакцией газеты «Милосердие и здоровье» «Дом надежды» организовал «Заочную школу для родителей».
НКО умеют привлекать и такие дополнительные ресурсы, как труд добровольцев, представляющих собой реальную профессионально подготовленную силу.
Чем больше будет у третьего сектора возможностей реализовать этот свой потенциал, тем скорее и качественнее станут решаться в регионе социальные проблемы. В чем, в свою очередь, прямо заинтересована сама региональная власть.
Назову теперь причины, мешающие построению эффективного, взаимовыгодного сотрудничества НКО и власти:
1. Отсутствие единого информационного поля:
• Представители НКО плохо представляют себе структуру органов власти и, как правило, вынуждены долго ходить по инстанциям. В результате желание сотрудничать пропадает
• В то же время, не имея информации о деятельности НКО, органы власти не всегда видят формы сотрудничества с ними.
2. Отсутствие специально подготовленных кадров в органах власти. Со стороны муниципалитетов вопросами связи с общественностью занимается один специалист, который зачастую не компетентен в вопросах развития НКО.
3. Непрофессионализм НКО:
• Очень часто НКО не могут четко сформулировать свои предложения и донести их до понимания чиновника.
• Среди НКО по-прежнему преобладает позиция «Власть должна», что отталкивает власть от сотрудничества.
На мой взгляд, 20% организаций работают профессионально. И путь вперед один – сочетание практики, деятельности и учебы. Другого пути нет.
Общественные организации – это посредники между народом и властью. Через эти общественные организации власть получает информацию, импульсы о новых проблемах и т.д. и т.д. И это благородная функция, потому что через общественные организации власть более чутко и в большем диапазоне начинает ощущать проблемы народа.
Третий сектор качественно структурируется. Общественные организации начинают создавать деловые коалиции, учатся действовать совместно в реализации определенных программ, в достижении определенных общих коллективных целей.
В заключение я хотел бы привести один из результатов наших социологических исследований. Доля представителей властных структур, высоко оценивающих работу НКО, составляет 35 %; сами НКО дают высокую оценку своей работе в 90 % случаях. Что же касается представителей из «простого» народа, только 11 % из них отметили, что высоко оценивают деятельность общественных организаций, а 66 % - или «никак», или «так себе». Вывод ясен: нужно большее общение с населением.
Власть желает совместной деятельности. Давайте поможем властям наладить конструктивный, эффективный контакт, деловое сотрудничество.
Бизнесмены начинают поворачиваться к третьему сектору. Ищите эти контакты. Укрепляйте их.
Я хотел бы подчеркнуть историческую миссию общественных организаций. Она заключается в том, что общественные организации обеспечивают самоорганизацию людьми своей жизни и социальной жизни тоже.
Гражданское общество в целом и третий сектор - это та сила, которая позволяет устанавливать оптимальный баланс, позволяющий утверждаться демократии, либерализму, свободе и, в конечном итоге, высокой социальной динамике, что и отражается на жизни каждого человека.
Каждая организация, большая она или маленькая, делая свое дело, защищая права граждан, способствует утверждению демократического общества.
Третий сектор является индикатором общественных проблем и стимулятором их решения. Третий сектор – это поле, где взращиваются общественные инициативы. Когда власть помогает общественникам, создает условия для работы, общее дело двигается значительно быстрее.
Круглый стол является органом коллективного мышления. Нам нужно представить, кто мы есть в историческом контексте, какие проблемы, какие ближайшие задачи должны стоять перед нами. Так вот, среди основных недостатков, которые мы должны преодолевать, среди недостатков свойственных самим общественным организациям, это предубеждение против взаимодействия с властями. В Челябинской области эти взаимодействия сложились удачно. Я уверен в следующем: в нынешних условиях именно взаимодействие с властями (и, в первую очередь с местным самоуправлением, потому что оно ближе к народу, оно конкретные вопросы решает) является одним из резервов роста третьего сектора в целом, одним из резервов повышения и профессионализма, и эффективности.
М.Я. Соболь, председатель правления Челябинской областной общественной организации «Женская сеть на Урале»