Развитие диалога между властью и студенческой молодежью г. Москвы, в том числе посредством широкого внедрения современных электронных технологий демократии

1) ЗНАКОМСТВО

Интервьюер знакомится с информантом (желательно заранее узнать некоторые сведения о личности Информанта: биографические сведения, активность в социальных сетях, в интернет-среде и т.д., о его увлечениях, жизненной позиции и др.).

2) ПРЕАМБУЛА

Пояснить Информанту цель исследования, поговорить о проекте, о перспективах данного исследования и практическом значении; обозначить тематику вопросов и длительность встречи. Проинформировать о технических средствах записи и соблюдении законодательства РФ о сохранении персональных данных. Спросить разрешения на запись на диктофон.

3) О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОМ

Интервьюер говорит с Информантом о сфере его профессиональной деятельности, как она связана с личным и общественным аспектами жизни.

1. Когда и как возник интерес к информационным технологиям? Как бы Вы определили свой уровень интернет-активности (по шкале от 1 до 10)? Как Вы считаете, социальные сети – это средство коммуникации или их роль в общественной жизни намного шире и серьезней? Участвовали ли Вы в разработке сервисов электронного правительства, и если да, то каких?

2.1 В случае утвердительного ответа задаются следующие вопросы:

Как возникла идея создания сервиса электронного правительства, в разработке которого Вы принимали участие? Расскажите, с какими трудностями Вы столкнулись в процессе реализации этого проекта? Насколько сложно технически организовать и запустить подобный сервис? Какова роль данного сервиса в рамках реализации концепции электронного правительства?

2.2. В случае отрицательного ответа задается вопрос:

А желали бы Вы поучаствовать в реализации проектов, связанных с созданием сервисов электронного правительства (возможно, в качестве консультанта), и если да, то какой аспект работы могли бы улучшить?

4) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Разговор с Информантом переходит постепенно от общего к частному: основная тема этого пункта – интернет-ресурсы информационно-коммуникационного взаимодействия общества и власти, особенности создания и функционирования этих ресурсов, перспективы. Постепенно в беседе акцент переводится к платформе «Активный гражданин» и ее возможностям.

1. Что для Вас, в первую очередь, означает понятие «электронная демократия»? Как Вы считаете, можем ли мы говорить о развитии электронной демократии в России? Что необходимо для ее развития с точки зрения информационных ресурсов? Насколько благоприятные условия сегодня в нашей стране для реализации таких проектов как «электронное правительство»?

2. Какими Вы видите основные проблемы «электронного» взаимодействия власти и студенческой молодежи? Какие наиболее важные элементы, по Вашему мнению, должны содержать, к примеру, сайты городской администрации, официальный сайт города, сайт органов местного самоуправления, порталы гос.услуг для того, чтобы стать привлекательными для молодых граждан?

3. Обращаясь к ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в органы власти посредством электронного документа, мы можем говорить о том, что развивается так называемая «виртуальная приемная». Как Вы думаете, может ли она полностью заменить в будущем личное присутствие граждан, и при каких условиях это возможно? Не видите ли Вы здесь со стороны органов власти опасность перехода на квази-формы «электронной демократии», представляющие лишь ее имитацию?

4. По Вашему мнению, должны ли такого рода интернет-ресурсы, как «Активный гражданин» сотрудничать с властью или же их цель – трансляция общественного мнения, критика деятельности госструктур? Обладают ли такие ресурсы механизмами, способными формировать социальное партнерство молодежи и власти? Что это за механизмы и как они работают? Могут ли подобные ресурсы сегодня реально могут помочь сформировать у молодых людей доверие к власти? Какие действия, по Вашему мнению, должны быть для этого предприняты?

5) ОБСУЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Интервьюер обсуждает с Информантом Интернет-порталы Правительства Москвы и сервисы электронного правительства федерального уровня. В случае обсуждения порталов, которыми Информант никогда не пользовался, Интервьюер демонстрирует главную страницу сайта или ее скриншот.

1. Какие интернет-порталы электронного правительства Вам знакомы? Слышали ли Вы о таких порталах Правительства Москвы, как «Активный гражданин» (ag.mos.ru), «Наш город Москва» (gorod.mos.ru), «Портал городских услуг города Москвы» (pgu.mos.ru) и «Медицинский портал ЕМИАС.ИНФО» (emias.info)? Знакомы ли Вам реализованные на федеральном уровне сервисы электронного правительства «Официальный интернет-портал государственных услуг» (gosuslugi.ru) и «Федеральная служба судебных приставов - Москва» (fssprus.ru)? Являетесь ли Вы пользователем данных интернет-ресурсов? Как бы Вы определи их миссию и философию? Принимали ли Вы участие в процессе разработки или совершенствования их работы?

2. Какие возможности для Вас, как члена гражданского общества, предоставляют данные порталы? Интересно услышать от Вас подробности проявления гражданской позиции: по каким вопросам Вы голосовали или, возможно, инициировали сами решение каких-либо проблем, которые не оставили Вас равнодушным. Расскажите, пожалуйста, об этом. Как пользователь, удовлетворены ли Вы работой сервисов электронного правительства? Какие преимущества Вы выделяете? Какие проблемы существуют на данный момент? С технической стороны есть необходимость что-либо усовершенствовать?

3. Какие ассоциации возникают у Вас в отношении визуального ряда данных интернет-порталов? Какие из них, по Вашему мнению, вызывают (или могут вызывать) наибольший интерес у представителей студенческой молодежи г. Москвы и почему?

4. Введение каких дополнительных услуг, по Вашему мнению, будет способствовать повышению интереса представителей студенческой молодежи г. Москвы к работе сервисов электронного правительства? В рамках каких интернет-порталов должны быть реализованы предложенные Вами услуги? Как Вы видите перспективы развития данных интернет-проектов?

5. Будет ли интеграция с социальными сетями и видеохостинговыми сервисами (например, Youtube и Rutube) способствовать вовлечению представителей студенческой молодежи г. Москвы в работу электронного правительства? В чем, по Вашему мнению, должны состоять механизмы интеграции и для каких интернет-порталов Правительства Москвы они должны быть, в первую очередь, реализованы?

6) СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА - ПРЯМОЙ ПУТЬ К ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ?

Заключительным этапом интервью будет обратный переход от частного к общему, т.е. от конкретных интернет-приложений к целому электронному государству. Вопросы, задаваемые Информанту, должны быть ориентированы на перспективы развития и приложения, и электронного правительства в целом, на определение роли информационно-коммуникационных технологий на данном историческом этапе в становлении диалога между обществом и властью.

1. Как Вам кажется, чем сервисы электронного правительства г. Москвы в большей степени привлекают студенческую аудиторию:

- возможность трансляции собственного мнения;

- возможность демонстрации гражданской позиции;

- возможность почувствовать свою значимость в решении социальных проблем;

- возможность получать бонусы в виде баллов и призы за активность;

- возможность получать информацию о происходящих событиях и голосованиях;

- другое.

Что Вы думаете о мобильных версиях сервисов электронного правительства г. Москвы? Какие меры должны предприняты для развития мобильных версий данных интернет-порталов?

2. Сервисы электронного правительства в основном ориентированы на решение социальных проблем. Однако, если мы говорим о необходимости развития электронного правительства, которое должно стать неотъемлемой частью современного российского гражданского общества, то должна быть выработана стратегия взаимодействия. Какую бы схему предложили Вы?

3. Какая из представленных ниже моделей, по Вашему мнению, будет в большей мере способствовать массовому привлечению представителей студенческой молодежи г. Москвы к работе сервисов электронного правительства:

- централизованная модель, основанная на объединении всех сервисов в рамках одного стандартизированного Интернет-портала;

- децентрализованная модель, связанная с существованием множества отдельных сервисов (в первую очередь, сервисов различных ведомств), в основе каждого из которых лежит специфика предоставляемой услуги;

- сочетание элементов централизации и децентрализации (в случае выбора данного варианта ответа, поясните как это должно быть реализовано);

- ни одна из моделей.

4. Зарубежный опыт показывает, что одним из способов кадрового обеспечения работы сервисов электронного правительства является привлечение небольшого числа высококлассных специалистов и массовый набор волонтеров (для решения простых задач). Как Вы оцениваете подобный подход и считаете ли его применимым к сервисам электронного правительства г. Москвы? Требуется ли активно привлекать волонтеров из числа студенческой молодежи, и если да, то что для этого должно быть сделано?

5. Среди примеров электронной демократии, функционирующих в России сегодня, следует назвать такие, как:

- «Российская общественная инициатива», который представляет собой интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан России.

- Интернет-проект «Демократор» – это глобальная, универсальная и структурированная площадка публичного и открытого взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений.

- Сайт «ДалСлово» (http://dalslovo.ru). Данный проект – это сервис мониторинга обещаний публичных персон, построенный на принципах краудсорсинга.

Что касается непосредственно Москвы, то интересными в этом ключе являются Официальный сайт Москвы, Портал «Москва – наш город», Краудсорсинговые проекты мэра Москвы, Официальный сайт Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Знакомы ли Вам эти проекты? Как бы Вы определили их роль в построении коммуникации между властью и населением? Как Вы полагаете, подобные ресурсы положительно влияют на имидж Московских органов государственной власти или же наоборот, вскрывают большое количество социально-политических проблем, которые необходимо решать? Насколько подобные ресурсы позволяют обществу контролировать деятельность местных органов власти?

6.На сегодняшний день довольно большой процент московских студентов не пользуется подобными ресурсами. Как Вы думаете, в чем причина? По Вашему мнению, какие меры должны быть предприняты на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровне для вовлечения представителей студенческой молодежи в работу сервисов электронного правительства? Какие стимулирующие механизмы и бонусные программы, по Вашему мнению, помогут правительству г. Москвы повысить уровень вовлеченности представителей студенческой молодежи в работу сервисов электронного правительства?

Интервьюер благодарит Информанта за беседу.

Наши рекомендации