Выборы и типология избирательных систем.
Избирательная система – специальный институт, который формирует в демократическом государстве управление им на выборной основе. Выборы – средство, позволяющее привести к политической власти лучших представителей общества; обеспечивают организацию общества, построенного на уважении прав и свобод граждан. Функции выборов – механизм интересов различных социальных групп; один из способов разрешения социальных конфликтов; всё общество в лице избирателей разрешает этот конфликт => выборы противостоят насильственным, революционным формам политической борьбы. Выборы ключевая фаза политического процесса, дают возможность снимать социальную напряжённость. Выборы непременное условие выражения защиты своих экономических интересов. Основные принципы избирательного права: сами выборы – это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляется голосованием при наличии двух или более кандидатов. Избирательное право бывает: 1)Всеобщее – за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми закрепляется право выбора. 2)Прямое – избирать и быть избранным. 3)Косвенное – избирать коллегию выборщиков. 4)Равное одинаковое количество голосов. Голосование тайное. Свободное участие в выборах. Цензы (ограничения) в выборах: возрастной (18 и выше); осёдлости; гражданство; образовательный; имущественный; моральный; религиозный; несовместимости.
Два типа избирательной системы: 1)Мажоритарная – определяет победителя по большинству голосов: абсолютное = 50% + 1 голос; относительное – большее число голосов по сравнению с оппонентами. Главный недостаток – теряется большинство голосов избирателей. 2)Пропорциональная – мандаты распределяются чётко пропорционально полученным голосам избирателей. Имеет два вида: на общегосударственном уровне – голосуют за политические партии по всей стране, избирательные округа не выделяются; на многомандатных округах – мандаты распределяются на основе влияний партий в избирательных округах. Избирательная система в России имеет непродолжительную историю, начиная от выборов в 1-ю Гос.Думу в декабре 1905г. В советскую эпоху выборы имели чисто формальный характер. Современная избирательная система России определяется Конституцией РФ и федеральными законами о выборах Президента РФ и в Гос.Думу Федерального Собрания РФ. Выборы в Гос.Думу проходили по смешанной избирательной системе. Федеративное собрание: Гос.Дума = 450 депутатов – 22 бюллетеня по мажоритарной система, 12 бюллетеней по пропорциональной системе; Совет Федерации = 178 сенаторов, формируется следующим способом: две кандидатуры от региона утверждаются Губернской Думой. По новому закону – только по пропорциональной системе. РегистрацияАгитацияВыборы. Советская избирательная система – только один кандидат на одно место.
Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов.
Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления — региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательное системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие — ограниченные (цензовые); равные —неравные; прямые — косвенные (многостепенные); с тайным — с открытым голосованием.
Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами: имущественным, цензом оседлости, образовательным, возрастным и т.д.
Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, обладающее недвижимой собственностью, в Beликобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии — 30 лет, во Франции — 35, в Бельгии и Испании — 40 лет. В то же время нельзя не отметить, что неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей. Так, если в 1830 г. в Англии последнее составляли лишь 4% взрослого населения, во Франции — мене 2%, то уже в 1848 г. во Франции впервые в истории было введено всеобщее избирательное право для взрослых мужчин, ставшее к 1914 г. достоянием большинства стран Запада. Женщины получали избирательные права впервые в 1893 г. — в Новой Зеландии. После Первой мировой войны суфражизм (движение за предоставление женщинам избирательных прав наравне с мужчинами) одержал победу в Старом и Новом Свете (в Швейцарии, однако, лишь в 1971 г., а в Лихтенштейне — в 1986 г.).
В 70-х годах в большинстве развитых стран возрастной ценз для избирателей был снижен до 18 лет. Избирательное право в полном смысле слова становится всеобщим. В явном противоречии с этой мировой тенденцией оказываются цензовые ограничения в Латвии и Эстонии, призванные отстранить от участия в выборах русскоязычное население, составляющее около 40% общего населения молодых государств.
Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства — число избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, как было в нашей стране по конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г., предоставлявшим избирательные льготы городам в ущерб деревне, а именно: один делегат на Всероссийский или Всесоюзный съезд Советов выдвигался от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских.
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено; первый в истории референдум был проведен н 1439 г. в Швейцарии), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. Plebs — простой народ и scitum — решение, постановление). Референдум — это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.