Полномочия субъектов государственной гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Законодательством определены следующие категории должностей государственной гражданской службы[10]:
1.руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2.помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3.специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Кроме того, законодательством определены следующие группы должностей:
1. высшие должности государственной гражданской службы;
2. главные должности государственной гражданской службы;
3. ведущие должности государственной гражданской службы;
4. старшие должности государственной гражданской службы;
5. младшие должности государственной гражданской службы.
Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.
руководители | помощники | специалисты | Обеспечивающие спесиалисты | |
Высшая группа | + | + | + | - |
Главная группа | + | + | + | + |
Ведущая группа | + | + | + | + |
Старшая группа | - | - | + | + |
Младшая группа | - | - | - | + |
Таблица 1. Соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.[11]
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574).[12]
Численность госслужбы в будущем году можно отметить постепенное снижение численности работников государственной сферы. С 2011 года этот показатель опустился на 9,7%. При этом само назначение отмечается, как разнонаправленное: на фоне запланированного сокращения проводились решения относительно увеличения численности чиновников, а также создавались новые госорганов.
С 2013 года количество госслужащих ориентируется на стабильной отметке в 750 тыс. человек. Больше 80% из этого списка приводится на исполнительную власть: центральный аппарат федеральных органов, территориальные подразделения и аналогичные сотрудники субъектов РФ.
Примечательным остаётся факт, что более 10% работников федерального уровня не могут похвастаться наличием высшего образования. В субъектах страны эта отметка ещё ниже – 13%. Вот только те задачи, которые ставятся перед госслужбой, требуют наличия высокого уровня образования чиновников. Об этом лучше всего свидетельствуют упомянутые ранее законодательные предложения, важных для приведения требований к образовательному уровню работников, в соответствии с нынешними должностными регламентами.
В качестве альтернативы могут выступить механизмы иной мотивации служащих к своему непрерывному развитию, с использованием самообразовательных моментов. В итоге можно начинать разговор относительно повышения качества существующих образовательных услуг со стимулированием конкурентного духа, между соответствующими программами.
Главным действующим инструментом кадровой политики считается резерв управленческих кадров. К примеру, новый состав президентского резерва утвердили 18 декабря 2015 года, и сейчас он достигает 140 человек. При отборе кадров используется ключевой механизм – профессиональная диагностика РАНХиГС. На октябрьском заседании комиссии по госслужбе было решено продлить до 2018 года срок действия федеральной программы по переподготовке резерва управленческих кадров. Соответствующее постановление издано правительством РФ в конце прошлого года.
В начале 2017 года Россия хочет приступить к внедрению стандарта урегулирования численности функциональных и структурных подразделений, входящих в состав госорганов, а также ведомств, отвечающих за противодействие коррупции. До указанного времени правительство России обязано сформировать единое информационное пространство для управления гражданской службы. Это предполагает постоянный обмен информацией между всеми ведомствами госорганов.
Уже сейчас существует действенная система мониторинга, оценки и анализа реализации всех законодательных актов и положений, во время которой устанавливаются квалификационные требования для замещений государственных должностей. Для этого в каждом органе указанной сферы оформлены нормативно-правовые акты, регулирующие использование квалификационных требований в соответствии с утверждёнными группами должностей госслужбы, видом и областью деятельности каждого отдельного рабочего.
Ещё в 2009 году появился портал госслужбы и управленческих кадров, где размешаются объявления о вакантных должностях следующими ведомствами:
· органами местного самоуправления;
· государственными организациями и корпорациями;
· органами власти субъектов РФ;
· федеральными органами исполнительной власти.
До нынешнего времени посредством портала удалось принять на искомые должности более 5 тыс. человек. На данный момент федеральные органы власти, как и аппарат правительства России, рассматривает возможность принятия важных юридических документов, для участия в конкурсе на замещение вакансий госслужбы, в электронном виде посредством указанного портала.
Вывод по первой главе:Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации. (Приложение 1).
Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.