Для государственной гражданской службы

их переподготовка, повышение квалификации и стажировка

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития гражданских служа­щих включает в себя четыре элемента:

1) профессиональная подготовка кадров для гражданской службы;

2) профессиональная переподготовка гражданских служащих;

3) повышение их квалификации;

4) стажировка гражданских служащих.

Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повы­шения квалификации гражданских служащих подчинена оптимальной реа­лизации указанных принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, по разработке и реализации учеб­ных планов и программ.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы — процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необхо­димым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы[35].

Профессиональные знания на государственной службе — целостная и си­стематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти.

Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы госу­дарственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обя­занности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения[36].

Гражданский служащий, владеющий профессиональными знаниями, всегда готов к решению служебных задач, которые включают:

— реализацию основных направлений государственной административ­ной политики и решение задач социальной политики;

- правовое регулирование социально-экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законода­тельства об управлении, разграничении компетенции и функций государ­ственных органов;

анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение при­чин и упреждение социальных конфликтов;

— организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспе­чение контроля за ходом их выполнения;

— выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту.

Профессиональные знания, умения и навыки — показатели профессио­нализма гражданского служащего. Они определяют его профессиональную пригодность и компетентность.

Умения на гражданской службе — профессиональные знания гражданского служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с замещаемой должностью.

Например, умение гражданского служащего вникнуть в суть управлен­ческой ситуации, проанализировать ее и предложить законное и целесоо­бразное решение.

Навыки на гражданской службе — это умения гражданского служащего, осу­ществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Профессиональная переподготовка гражданских служащих — получение до­полнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих при­своить гражданскому служащему новую специализацию и (или) квалификацию[37].

Повышение квалификации гражданских служащих — обновление их теоре­тических и практических знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов в целях поддержания уровня квалификации граж­данских служащих, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий[38].

Основанием для направления гражданского служащего на дополнитель­ное профессиональное образование являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность граждан­ской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурс­ной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего;

4) назначение гражданского служащего на иную должность граждан­ской службы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служа­щего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Феде­ральный закон № 79-ФЗ допускает получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования и за пределами терри­тории Российской Федерации.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служа­щего осуществляется в течение всего периода прохождения им граждан­ской службы с периодичностью не реже одного раза в три года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации граж­данского служащего осуществляется с отрывом или без отрыва от граждан­ской службы (ч. 9 ст. 62 Федерального закона № 79-ФЗ).

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профес­сионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президен­том РФ.

Гражданскому служащему, получающему дополнительное профессио­нальное образование, представителем нанимателя, образовательной орга­низацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для освоения дополнительной профессиональной программы.

Порядок получения дополнительного профессионального образова­ния гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы Российской Федерации, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей госу­дарственной гражданской службы субъектов РФ, в федеральном государ­ственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах, а также порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования как на территории Российской Федера­ции, так и за ее пределами регулируется Указом Президента РФ от 28 дека­бря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Освоение дополнительных образовательных программ профессиональ­ной переподготовки завершается экзаменом и защитой дипломной работы (государственной итоговой аттестацией). Гражданские служащие, выпол­нившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. В рамках профессиональной переподготовки воз­можно получение гражданским служащим новой специальности или ква­лификации на базе имеющегося профессионального образования.

На профессиональную переподготовку направляются, как правило,, гражданские служащие, включенные в резерв для выдвижения на долж­ность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную должность гражданской службы, но не имеющие соответствующего про­фессионального образования по специальности (специализации), необ­ходимого для выполнения обязанностей по замещаемой должности граж­данской службы. В этом случае период обучения гражданского служащего определяется индивидуально.

Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки граж­данского служащего определяются руководителем государственного органа. На период профессиональной переподготовки за гражданскими служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой долж­ности.

Следует считать, что направление на переподготовку не влечет обязан­ности государственного органа и права гражданского служащего требовать:

— назначения на более высокую должность государственной службы;

— назначения на должность государственной службы иного профиля;

— приема на государственную гражданскую службу (например, госу­дарственного служащего, уволенного из государственного органа в связи с реорганизационными процедурами).

Повышение квалификации осуществляется при появлении у граждан­ского служащего дополнительных служебных функций на замещаемых должностях государственной гражданской службы или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы долж­ностей. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности гражданского служа­щего. Повышение квалификации гражданского служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности гражданской службы, осу­ществляется с его согласия в установленном порядке.

Разные цели повышения квалификации гражданских служащих обусловливают различные формы их обучения.

Повышение квалификации гражданского служащего может осущест­вляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобож­дения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

Основными формами повышения квалификации государственных граж­данских служащих являются:

— краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам кон­кретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т.п.), которое проводится по месту службы государственного гражданского слу­жащего;

— среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблем­ные семинары) в образовательном учреждении для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.

По итогам повышения квалификации гражданскому служащему выда­ются свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации.

Согласно п. 7 Положения о порядке получения дополнительного про­фессионального образования государственными гражданскими служа­щими, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 (далее — Положение), как самостоятельным видом дополнительного про­фессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации может являться стажировка. Стажировка гражданского служащего осуществля­ется как непосредственно в государственных органах, так и в иных орга­низациях. Однако следует отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ стажировка исключена из видов дополнительного про­фессионального образования (см. ч. 1 ст. 62 Федерального закона № 79-ФЗ в новой редакции).

Стажировка согласно вышеназванному Положению организуется пред­ставителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Пра­вительством РФ.

Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

— изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

— закрепление теоретических знаний, полученных гражданским слу­жащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обя­занностей (п. 6 Положения).

Отдельный и важный вопрос — дополнительное профессиональное образование для лиц, впервые принятых на гражданскую службу. Обу­чение гражданских служащих, впервые принятых на государственную службу, имеет целью приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения адаптации к ее условиям и закрепления на замещаемой долж­ности. При этом должны учитываться специфические особенности про­фессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.

Профессиональная подготовка впервые принятых на государственную службу должна учитывать следующие факторы:

— задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государ­ственной деятельности;

— модели организации соответствующей государственной деятельно­сти;

— правовые и политические взаимоотношения сотрудников государ­ственных органов;

— методы и средства управления в условиях ограничений, обуслов­ленных разделением властей, публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы на функционирование государственных органов, и другие обстоятельства.

Основными задачами, решаемыми при обучении гражданских служащих, впервые принятых на государственную службу, являются:

— выявление недостающих для эффективного исполнения обязанно­стей по должности гражданской службы знаний, умений и навыков (сте­пени подготовки) гражданских служащих;

— организация соответственно полученным данным учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования;

— определение уровня подготовки обучаемых после получения ими дополнительного профессионального образования.

Требования к уровню профессиональной подготовки гражданских слу­жащих дифференцируются в зависимости от замещаемой должности граж­данской службы. Утверждены стандарты профессиональных знаний, уме­ний и навыков (образовательные стандарты) для гражданских служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственные должности.

Для определения недостающих знаний у гражданских служащих, впер­вые принятых на государственную службу, руководителям государствен­ных органов рекомендуется изучить материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также проводить собеседования, тестирование, анкетирование и другие формы определения знаний.

Право выбора формы обучения гражданского служащего, впервые при­нятого на государственную службу, принадлежит государственному органу и его руководителю.

Таким образом, организация профессионального образования и разви­тия гражданских служащих представляет собой важную составную часть прохождения гражданской службы, ответственность за которую возлага­ется на руководителя государственного органа.

Профессиональное развитие гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа.

Государственный заказ на дополнительное профессиональное образо­вание гражданских служащих регулируется ст. 63 Федерального закона № 79-ФЗ.

Государственный заказ включает в себя:

1) Государственный заказ на профессиональную переподготовку граж­данских служащих;

2) государственный заказ на повышение квалификации гражданских служащих.

Размещение указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 I. № 94-ФЗ «О размещении заказов па поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в образова­тельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Формирование указанного государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государствен­ных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.

Согласно ч. 4 ст. 63 Федерального закона № 79-ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о феде­ральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 указанного Закона государственный заказ субъекта РФ на дополнительное профессиональное образование граждан­ских служащих субъекта РФ, включая его объем и структуру, утвержда­ется законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с уче­том положений ст. 63.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повы­шение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих содержит следующие сведения:

— количество федеральных гражданских служащих, направляемых на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажи­ровку и для получения дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации (по каждой образова­тельной программе отдельно);

— объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на профес­сиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку феде­ральных гражданских служащих, в том числе на получение ими допол­нительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации (по каждой образовательной программе отдельно), а также на научно-методическое, учебно-методическое и информационно­аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образо­вания (п. 16 Положения о порядке получения дополнительного професси­онального образования государственными гражданскими служащими).

Организация исполнения государственного заказа на профессиональ­ную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федераль­ных гражданских служащих на соответствующий год в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования федераль­ными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, осуществляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

Согласно п. 18 вышеупомянутого Положения размещение государ­ственного заказа на дополнительное профессиональное образование феде­ральных гражданских служащих в части, касающейся профессиональной переподготовки или повышения квалификации указанных служащих, осуществляется федеральными государственными органами с участием федерального государственного органа по управлению государственной службой в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федераль­ным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и образовательное учреждение, определенное в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (исполнитель), с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утверждаемой Правитель­ством РФ.

Государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих должен содержать обязательное условие о возмещении федеральным государствен­ным органом по управлению государственной службой образовательному учреждению затрат на профессиональную переподготовку или повышение квалификации указанных служащих.

В соответствии с п. 19 вышеуказанного Положения размещение госу­дарственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-мето­дическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспе­чением дополнительного профессионального образования, осуществляется федеральным государственным органом по управлению государствен­ной службой в образовательных учреждениях и научных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта РФ, а также полномочия государственных органов субъекта РФ по размещению государственного заказа устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом вышеназванного Положения.

В данном Положении также предусмотрено (п. 20 и 21), что контроль за ходом исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих и государственных заказов на профессиональ­ную переподготовку, повышение квалификации и стажировку граждан­ских служащих субъектов РФ осуществляется соответственно федераль­ным государственным органом по управлению государственной службой и государственными органами по управлению государственной службой субъектов РФ.

Государственные органы по управлению государственной службой субъектов РФ ежегодно представляют в федеральный государственный орган по управлению государственной службой сведения об итогах испол­нения государственными органами субъектов РФ государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажи­ровку гражданских служащих субъектов РФ.

Наши рекомендации