Тема 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Введение
Изучение отечественной истории в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Может показаться, что студентам приходится просто повторять материал, уже знакомый по школе. В действительности целью изучения данной дисциплины в вузах является не только закрепление в памяти студентов исторических фактов, но и углубление понимания прошлого нашей страны, систематизация содержания курса отечественной истории.
Учебная программа курса «Отечественная история» поможет студентам понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии, владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.
Особое внимание в учебно-методическом комплексе отводится организации самостоятельной работы студентов. Ее цель – научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве, уметь работать с научной литературой по истории, иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.
Студенты получат дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории; способность понять и объективно оценить достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.
Программа учебной дисциплины
1.1. Учебно-тематический план учебной дисциплины «Отечественная история»
№ | Наименование темы | Форма обучения | |||||||||||
Очная | Очно-заочная (вечерняя) | Заочная (сокращенная программа, ПВД) | |||||||||||
Всего | Лекции | Практич. занятия | Самостоят подготов. | Всего | Лекции | Практ. занятия | Самостоят.подготов. | Всего | Лекции | Практ. занятия | Самостоят.подготов. | ||
Тема № 1. Формирование древнерусской государственности. Русь в IX–XII вв. | - | ||||||||||||
Тема № 2. Феодальная раздробленность на Руси. Русь между Западом и Востоком. | - | - | |||||||||||
Тема № 3. От Руси к России. Образование российского централизованного государства. | - | ||||||||||||
Тема № 4. Россия в ХVI веке. От Московского княжества – к царской деспотии. | |||||||||||||
Тема № 5. Россия в начале Нового времени. XVII век. | - | - | - | - | |||||||||
Тема № 6. Российская империя в первой четверти XVIII. Проблемы модернизации России. | - | ||||||||||||
Тема № 7. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века. | - | - | |||||||||||
Тема № 8. Россия в первой половине XIX века. Внешнеполитическое могущество и внутриэкономический кризис. | - | ||||||||||||
Тема № 9-10. Реформы в истории России (сер. XIX – нач. XX вв.) | - | ||||||||||||
Тема № 11. Политический кризис самодержавия в России. | - | ||||||||||||
Тема № 12. Крушение империи. Россия в 1914-1917 гг. | - | ||||||||||||
Тема № 13. Советская Россия в годы гражданской войны в 1918–1922 годах. | - | - | - | ||||||||||
Тема № 14. Исторические особенности социалистической модернизации общества в 20-е годы. Новая экономическая политика. | - | ||||||||||||
Тема № 15. Противоречивость социально-экономического и политического развития советского общества в 20–40-е годы. | - | ||||||||||||
Тема № 16. Реформы «сверху» и стагнация в обществе (1946-1985 гг.). От перестройки к фронтальной модернизации. | - | ||||||||||||
Итого: |
Форма итогового контроля по очной форме обучения – зачет первый семестр, экзамен второй семестр;
по очно-заочной (вечерней) форме обучения – экзамен;
по заочной форме обучения – экзамен.
1.2 Содержание учебной дисциплины «Отечественная история» по темам
Тема 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(IX-XII вв.)
Древнейшее расселение славян в Европе. Восточные славяне: их занятия, быт и верования.
Предпосылки образования древнерусского государства. Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Норманнский вопрос. Олег. Игорь. Святослав. Образование древнерусской народности. Зарождение феодальных отношений.
Расцвет древнерусского государства (середина X – первая половина XII вв.). Введение христианства. Владимир Святославович. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах. Внешняя политика: цель и основные направления. Дипломатия киевских князей. Русь и Византия.
Культура Древней Руси.
Тема 2. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ (XII – XV вв.)
Кризис раннефеодальной монархии. Причины феодальной раздробленности на Руси.
Изменения политического строя в период феодальной раздробленности. Государственное устройство русских княжеств и земель (Великое Владимирское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика). Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо.
Сохранение государственной независимости и национальной культуры Руси в период наступления католического Запада и мусульманского Востока (XIII – XV вв.). Князь Александр Невский. Влияние монгольского нашествия на развитие Руси. Вассальная зависимость от Золотой Орды. Великое княжество Литовское и западная Русь.
Первый этап объединения Северо-Восточной Руси. Соперничество Москвы с Тверью. Великие князья Иван 1 Калита и Дмитрий Донской. Феодальная война во второй четверти XV в. Церковь и великокняжеская власть в период объединения русских земель вокруг Москвы.