Образование Древнерусского государства. Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к

Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объединенного государства.

Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега, созданное государство было славянским, а не варяжским. Успех же варягов объяснялся тем, что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство, начавшемуся задолгодо варягов и независимо от них.

Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния. Малочисленные и по уровню культуры стоявшие ниже славян, варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они весьма быстро ассимилировались, слившись со славянской племенной знатью и образовали вместе с ней этнически единый господствующий слой Руси.

Если на севере восточнославянские племена приходили в соприкосновение с скандинавами, то на юге -- с хазарами. Распространение хазар в Приазовье и Подонье в VIII в. послужило толчком к созданию крупного племенного объединения во главе с полянами. Его безопасность,обеспечивалась военного мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. В иностранных источниках Киев называли Самватос, как именовали его хазары. Кстати, в древности он пользовался гораздо меньшей известностью, чем Новгород. Хазары не придавали ему особого значения, и постепенно он ославянился1.

В исследовании В.В, Пузанова находим утверждение, что на земли вокруг Киева жили племена, платившие дань хазарам. «После того, как Олег закрепился в Среднем Поднепровье, он наложил дань на северян и радимичей, запрещая давать дань хазарам. Он обращался кним со словами: "Не давайте козаром, но мне давайте". Ядром древнерусской государственности эта территория станет уже после утверждения в ней Олега»2.

() хазарском влиянии в этих землях свидетельствует и тот факт,
что первые Рюриковичи именовали себя «хаканами», т.е. еще до Рю-
риковичей киевские князья приняли тюркский титул «хакан»
(каган) -- титул главыХазарского каганата, соответствующий евро-
пейскому титулу императора.

Возникновение Руси как раннесредневекового государства вписывается в процесс образования государств в Северной, Центральной и Восточной Европе - Великоморавского княжества, Чешского и Польского государств, Датского королевства и др. Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.

Норманизм и антинорманизм в исторической науке

Летописное известие 862 г. о призвании славянами и угро-финнами на княжение варягов стало базой для формирования так называемых «норманнской» и «антинорманнской» теорий происхождения Древнерусского государства. «Норманнская теория» была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской Академии Наук во 2-й четверти 18 в., — Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером. По их мнению, государство у восточных славян было создано норманнами (варягами). Разделявшие эту точку зрения историки (А.Л. Шлецер и др.) подчеркивали мирный характер призвания Рюрика и делали вывод о предначертанности монархии в России. Некоторые европейские ученые-норманисты на основании этих исследований высказывали мнение, что славяне в принципе не способны были организовать собственную государственность без помощи с запада.

Основателем противоположной точки зрения — «антинорманнизма» — стал М.В. Ломоносов. Выводы Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера оскорбили его патриотические чувства. В своих трудах «Краткий российский летописец» (1760 г.) и «Древняя российская история» (1766 г.) ученый пытался доказать, что норманны не играли никакой существенной роли в жизни восточных славян. М.В. Ломоносов и его последователи вопреки свидетельствам источников утверждали, что термин «Русь» происходит от названия реки Рось, что балтское племя пруссов имеет славянское происхождение и т. д.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что длящийся уже не одно столетие спор норманистов и антинорманистов имеет не научную, а скорее, политическую подоплеку. Не случайно выдающийся русский историк В.О. Ключевский называл варяжскую «проблему» патологией общественного сознания.

Большинство современных исследователей солидарны во мнении, что у восточных славян в ходе естественного развития общественных отношений сложились в IX в. все предпосылки для формирования государства. С другой стороны, невозможно отрицать большую роль соседних народов (в том числе и скандинавов) в культурном, экономическом и политическом развитии восточного славянства.

Наши рекомендации