Тема 1.3. Античные цивилизации: специфика государственно-политических форм
I. Задания для самостоятельной работы
1) Выберите правильный ответ. Принцип хозяйствования, основанный на самодостаточности и самообеспечении:
а)демократия б) тирания в) автаркия
2) Установите правильное соответствие:
1) аристократия
2) тирания
3) олигархия
а) установление единовластия, ограничивавшего произвол родовой знати в результате свержения аристократии
б) политическое устройство, при котором вся полнота власти переходит в руки богатых и состоятельных граждан - меньшинства
в) система правления, при которой власть в государстве принадлежала людям благородного происхождения - знати
3) Ознакомьтесь с отрывком из речи Перикла на похоронах павших воинов (Фукидид II, 37, 38) и ответьте на вопросы, изложенные после текста:
Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или ином деле, равным образом скромность знания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству ... Одним и тем же лицам можно у нас заботиться о своих домашних делах и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности.
1. Выделите моменты, содержащие противопоставление афинских и спартанских политических порядков. Подумайте, какой из двух путей развития греческого полиса (путь Афин и путь Спарты) являлся, на ваш взгляд, перспективным? Почему? Найдите и запишите не менее пяти аргументов «за» и «против».
2. В чем, согласно Периклу, главное преимущество афинских политических порядков по сравнению с устройством других полисов?
3. Охарактеризуйте воспитательное значение изложенной Фукидидом речи Перикла в защиту демократии.
4) Выполните задания:
1.Начертите и проанализируйте схему центральных государственных органов в Афинах, Спарте и Риме сложившуюся в результате реформ.
2. Произведите сравнительный анализ государственного строя Др. Афин, Спарты и Рима (сущность и особенности). Выясните формы правления и формы политического режима в обоих государствах.
3. Выясните особое положение царской власти в Спарте в системе органов государственной власти?
В конце VI в. до н.э. В Афинах был введен остракизм – «суд черепков». Члены народного собрания писали на черепках (остраконах) имена тех, кого они считали нужным изгнать из полиса. Если против политического деятеля набиралось более 6 тысяч голосов, его изгоняли на 10 лет из Афин. Укажите положительные и отрицательные стороны подобного суда.
6) Проанализируйте представления Платона и Аристотеля о государстве, праве и общественном строе и ответьте на ряд вопросов:
1. С чем связано стремление Платона разработать принципы создания идеального государства?
2. Что в проекте идеального государства кажется вам справедливым?
3. Выделите советы Платона, касающиеся вмешательства государства в частную жизнь граждан.
4. Порядки, какого из греческих государств вам напоминают?
5. Какого мнения относительно законов и общественного строя придерживался Аристотель?
7) Заполните схему:
|