Тема 8. Онтологическое и методологическое своеобразие социально-гуманитарных наук. Специфика политических наук.

Цель:систематизация теоретических знаний об онтологическом и методологическом своеобразии социально-гуманитарных наук; формирование способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу в процессе выявления единства и различия наук о природе и наук о культуре (ОК-1).

Перечень изучаемых элементов содержания: Г. Риккерт, В. Дильтей, В. Виндельбанд: науки о природе и науки о культуре. Общетеоретические подходы к пониманию специфики социальных наук. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисципли­нарной структуры научного знания. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контек­ста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Роль ценностей в познании. И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственно­го) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпо­сылки как следствия коммуникативности социально-гуманитарных наук. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании.

Типы ценностей научного знания. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

Функции объяснения и понимания в социальном познании. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понима­ние в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика по­нимания. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Интерпретация и смысл языка. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гумани­тарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Содержательные и методологические особенности политических наук.

Вопросы для самоподготовки:

1. Г. Риккерт, В. Дильтей, В. Виндельбанд: науки о природе и науки о культуре.

2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

3. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контек­ста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

4. Роль ценностей в познании.

5. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке.

6. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании.

7. Типы ценностей научного знания.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат, выполнение письменного задания.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине

Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.

Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является экзамен, который проводится вустнойформе.

Экзамен предполагает переосмысление изученного материала, методическую рефлексию. Оценивается ответ по следующим параметрам:

– уровень методических знаний и умений;

– способность к методической рефлексии: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы и концепции, а также учебники и учебные пособия;

– речевое поведение и дискурсивные умения студента: умение чётко, логично, лаконично выстраивать ответ.

Наши рекомендации