Понятие и виды государственно-правовых и политических режимов

Государственно-правовой режим - совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права. Виды государственно-правовых режимов: парламентаризм, абсолютизм, министериализм.

Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. В теории государства наиболее изучены политические режимы.

1. Демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.

Формы демократии:

- прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путем проведения всенародных выборов и референдумов;

- представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.

2. Антидемократические режимы.

А) Тоталитарный режим предполагает:

- всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь);

- отсутствие реальных прав и свобод человека;

- террористические методы осуществления государственной власти;

- жесткую цензуру;

- господствующую государственную идеологию и, как следствие, однопартийность;

- милитаризацию общественной жизни;

- выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.

Виды тоталитарных режимов:

- фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих (Италия при Б.Муссолини);

- нацизм: дискриминация вплоть до физического уничтожения по признаку национальности (Германия при А.Гитлере);

- расизм: дискриминация по признаку расы (режим апартеида в ЮАР в 1970-е гг.).

Б) Авторитарный резким является переходным между тоталитарным режимом и демократией (СССР в 1970-е гг.), имеет следующие черты:

- ограничение реальных прав человека;

- ограничение роли выборных органов государственной власти;

- усиление роли исполнительных органов;

- отсутствие разделения властей в целом;

- наличие цензуры;

- может допускаться подконтрольная государству оппозиция.

Таким образом политические и государственно-правовые режимы достаточно разнообразны; государственно-правовой режим является частью политического режима.

10. Функции государства: понятие, вилы и формы реализации

Функции государства - это основные направления деятельности государства по осуществлению задач, стоящих перед государством, выражающие его сущность.

Виды функций государства выделяются по различным критериям:

1. По сфере деятельности государства:

- внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов);

- внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (поддержание мирового порядка, международное сотрудничество, оборона, решение глобальных проблем).

2. По времени действия:

- постоянные: всегда существуют в каждом государстве (законотворчество);

- временные: могут быть достаточно важными, но возникают редко (отражение агрессии).

3. По причинам возникновения:

- вытекающие из классовых противоречий в классовом государстве (подавление восстаний):

- вытекающие из потребностей общества в целом (охрана правопорядка).

4. По значению для сущности государства:

- основные: типичны для данного типа государства (социальное обеспечение в бесклассовом общесоциальном государстве);

- дополнительные: нетипичны и необязательны (поддержка спорта, благотворительность).

5. По задачам:

- регулятивные: установление прав и обязанностей участников наиболее важных общественных отношений, установление статусов и процедур (регулирование экономики);

- охранительные: установление запретов, выявление правонарушений и наказание виновных, предупреждение правонарушений (экологическая функция, охрана прав и свобод граждан, охрана всех форм собственности, охрана правопорядка и конституционного строя).

6. По сферам общественной жизни:

- политические: деятельность государства по формированию органов государственной власти, обеспечению правопорядка и народовластия;

- экономические: выработка и осуществление государственной экономической политики (формирование бюджета, установление перечня и размера налогов);

- социальные: создание условий для достойной жизни граждан, поддержка социально незащищенных представителей общества;

- духовные (идеологическая, воспитательная): поддержка образования, культуры, определение статуса языка, охрана памятников истории и культуры.

Формы осуществления функций государства:

1. Правовые формы:

- правотворческая форма: формирование законодательства;

- правоисполнительная форма: реализация норм права и создание условий для реализации норм права всем субъектам права;

- правоохранительная форма: борьба с преступностью, выявление и профилактика правонарушений, определение наказания и легализованное принуждение.

2. Организационные формы:

- организационно-регламентационная форма: организация решения оперативных задач, поиск и систематизация ресурсов;

- организационно-хозяйственная форма: материальное обеспечение выполнения государственных функций;

- организационно идеологическая форма: воспитательная работа по обеспечению выполнения различных государственных функций, пропаганда государственной идеологии.

Таким образом, государство осуществляет многообразные функции через правовые и организационные формы.

11. Механизм государства: понятие и элементы

Механизм государства - это система взаимодействующих государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права, и осуществляющих функции государства (широкое понимание). Элементы механизма государства:

1. Государственный аппарат - это совокупность всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в отношении всего населения, находящегося на территории государства.

Элементом государственного аппарата является государственный орган - это относительно самостоятельная часть государственного аппарата, которая создается в установленном законом порядке, имеет свою структуру, наделяется компетенцией для выполнения определенных задач и официально представляет государство. В России органы государственной власти сформированы на основании принципа разделения властей.

2. Государственные организации - не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные государством на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основе федерального закона (научно-исследовательские центры, информационные и статистические центры).

3. Государственные учреждения: создаются для выполнения социальных и духовно-культурных функций государства, не имеют властных полномочий (учреждения образования, культуры, лечебные учреждения).

4. Государственные предприятия - предприятия, основанные на государственной форме собственности, созданные для извлечения прибыли, часть которой идет в государственный бюджет. Только на государственных предприятиях допускается производство оружия, чеканка монеты, изготовление государственных наград. Ряд государственных предприятий имеет стратегическое значение, особенно в период чрезвычайных ситуаций (предприятия по производству продовольствия, медикаментов, транспортные предприятия и т.п.).

5. Принципы - основополагающие идеи, в соответствии с которыми формируется и действует государственный механизм: принцип единства воли государства, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма и т.п.

6. Нормы права - закрепляющие принципы, порядок формирования, компетенцию, структуру элементов государственного механизма. Взаимодействие всех элементов государственного механизма возможно только на основании действующих норм права, которые содержатся в конституции, законах и иных нормативно-правовых актах.

В узком смысле механизм государства, совпадает с государственным аппаратом, т.е. представляет собой совокупность органов государственной власти.

Таким образом, механизм государства имеет сложную структуру и создан для осуществления всего комплекса функций государства.

12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти.

Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки государственного органа

1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).

5. Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.

6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».

Основания классификации государственных органов

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент):

- исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).

3. По порядку формирования:

- выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

- назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4. По способу принятия решений:

- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

- единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. По месту в системе государственных органов:

- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).

6. По территориальному масштабу деятельности:

- центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

- территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

7. По характеру компетенции:

- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора и т.п.).

8. По времени функционирования:

- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

- временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Наши рекомендации