Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Темы 6,8.

Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государст­во и право. 1992. №9.

20. Характеристика основных внутренних функцийРоссийского государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дат ь определение функциям государства и произвести их классифи­кацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни ониосуществляются.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внут­ренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обес­
печения правопорядка (это деятельность государства, направлен­
ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­
щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек,
его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о преде­
лах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах
государственного управления экономическими отношениями; если
в условиях административной системы управления экономика регу­
лируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных
отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посред­
ством налогов, кредитов, льгот и т.д.); /

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог
становится главным методом новой системы управления, универ­
сальным регулятором, который используется не только в экономи­
ческой сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнепо­
литической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обес­
печении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто
в силу различных объективных причин не может полноценно тру­
диться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме того,
государство призвано поддерживать жилищное строительство,
здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства госу­
дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет
на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению
нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет раз­
носторонняя государственная поддержка развития культуры — ли­
тературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой инфор­
мации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недоста­
точном объеме).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического госу­дарства. Саратов, 1972. С. 267—283.

Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государст­ва в области внутренней политики. Тверь, 1992.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной

1кономике. М., 1992.

Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном

папе // Государство и право. 1993. № 6.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства г переходный период // Политические проблемы теории государства. М.,

1993. С. 28—37.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и

\.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-

i ерова. М., 1995. Темы 6,8.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-■юв. Екатеринбург, 1996. Гл. 15. С. 198—202.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1997.

Лекция 5.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 119—124.

21. Характеристика основных внешних функций Российского государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классифи­кацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются.

Внешние функции государства — это основные направления де­ятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних чадач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского государства

можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержа­
ния достаточного уровня обороноспособности общества, отвечаю­
щего требованиям его национальной безопасности, предназначает­
ся для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресе­
чения угрожающих жизненно важным интересам России вооружен­
ных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность
Российского государства по предотвращению войны, разоружению,
сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обяза­
тельного для всех режима нераспространения оружия массового
уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегули­
ровании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

 
  Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Темы 6,8. - student2.ru

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разно! образная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отно| .шений, гармонично сочетающих интересы данного государства интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в совре! менных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда,' когда она будет базироваться на международно-правовых актах с j общеобязательным учетом национальных, социально-экономичес­ких, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, j входящих в мировое сообщество.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байтин М.Щ. Сущность и основные функции социалистического госу дарства. Саратов, 1979.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.; С. 24—25.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной; экономике. М., 1992.

Морозова Л.А. Функции Российского государства на современной
этапе // Государство и право. 1993. № 6.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 38.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред., Н.И. Матузова и, А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б. Вен-1 герова. М., 1995. Темы 6,8.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корёльский и В.Д. Перева­лов. Екатеринбург, 1996. Гл. 15. С. 203—204.

Теория государства и права/ Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 5.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124—129.

22. Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних есть однородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят:

I) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор-мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норма-пных актов путем принятия актов применения права, это повсе-дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб-разных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод века и гражданина, по предупреждению правонарушений и лечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.). организационным формам относят:

1) организационно- регламентирующую (текущая работа опреде-ленных структур по обеспечению функционирования органов госу-дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа-цией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже-нием и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель-работа по идеологическому обеспечению выполнения различ-ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан-нормативных актов, формированием общественного мнения

и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж-дение, поощрение и наказание и т.д.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического госу-11 >ства. Саратов, 1979. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государст-

эбласти внутренней политики. Тверь, 1992. С. 48—55.

усейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Во-

ы философии. 1995, № 5.

жианина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С, 38.

'омаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лек-

6.

'урс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994.

^9—190.

)бщая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

.Тема 20.

Геория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и S. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 4.


Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1<>96.Тема21. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и V.B. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. Лек-|ия 5. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-Чюва.М., 1995. Темы 5, 8. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-и т. Екатеринбург, 1996. Гл. 14. Хропанюк ВН. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. Тема 4. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. I I.2. 24. Формы государственного правления Форма государственного правления — это элемент формы госу-дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения населением. По формам правления государства подразделяются на монархии республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства Является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Ис- пании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на прези-дентские, парламентские и смешанные. В президентских республи-каx (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парла-

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевар лов. Екатеринбург, 1996. Гл. 11. С. 152—153.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 118. ;

23. Понятие и элементы формы государства

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает .на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обще­стве, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и полити ческие образования с государством в целом, как осуществляете) политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют ка: социально-экономические факторы, так и природные, климатичес кие условия, национально-исторические и религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и орга
низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше-;
ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей
формы правления государства подразделяются на монархические -

республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль
ную структуру государства, соотношение между государством i
целом и его составными территориальными единицами; по форМ1
государственного устройства государства делятся на унитарные, фе
деративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет co6oi
систему методов, способов и средств осуществления государствен
ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов
государственного властвования различают демократический и анти­
демократический политические (государственные) режимы).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // 1Ъ литические проблемы теории государства. М., 1993. С. 5—16. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

ментских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Фран­ция, Финляндия) — совместно президент и парламент.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кулябин А.И. Президентство — лучшая ли это форма исполнительной власти? // Государство и право. 1992. № 8.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 303—309.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A i: Мл.п.ко. М: Юристъ, 1997. Гл. 5.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 5. С. 107—119; Тема 8.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева­лов. Екатеринбург, 1996. Гл. 14. С. 179—182.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 6.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 5. С. 73—90.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 30—38.

25. Соотношение типа и формы государства

Отвечая на данный вопрос, следует оговориться, что понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во мно­жество форм —- в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческо­го типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия пе­риода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные

(ограниченные) монархии, для социалистического типа —Париж-. пая Коммуна, советские республики и республики народной демо-кратии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например,

сословно-представительная монархия — принадлежность только

| модального государства в известный период его развития, а парла­ментская монархия и демократическая республика свойственны

буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в

Любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их соде ржанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя пред-ставить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историчес-ким типом государства. Но кроме того, она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содер­жание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содер­жание (т.е. тип государства).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы теории права/ Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-'ибулина. Уфа, 1995. Лекция 2. С. 31—33.

Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994. (.192—204.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

к'КЦИЯ 6.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-м'рова. М., 1995. Тема 5.

Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Государство: понятие, сущность, типоло-i ия // Политология: Курс лекций. Уфа, 1995. С. 97—100.

ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 73—90.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Темы 6,8. - student2.ru 26. Формы национально-государственного

Наши рекомендации